+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Развиваем речь с помощью сказок


Главная » Статьи » Учитель - логопед

Подготовила материал: Конева Ольга Александровна
Должность: Учитель - логопед

Большой - маленький

Лисята родились в теплой, уютной норке под корнями старого дерева. "Какие вы еще маленькие, крохотные!” — каждый раз приговаривала мама-лиса, любовно прилизывая шерстку малышей.

Как-то раз мама-лиса строго сказала: "Дети! Я ненадолго отлучусь, а вы сидите тихо, из норки не вылезайте. Ждите меня. Я скоро вернусь!” Отправилась лиса на охоту, а лисятам стало скучно одним, решили они мир посмотреть. Подползли к краю норы, высунули мордочки. Так и вывалились из норки. Сидят, оглядываются, принюхиваются. Солнышко пригревает, ветерок шелестит маленькими блестящими листиками. Тихо, тепло, пахнет цветами, совсем не страшно.

Самый маленький лисенок Туся был послушным сыном, но и ему тоже не хотелось оставаться одному. Вылез он из норки, сел и решил: "Если будет страшно, успею спрятаться!” Решил и сразу успокоился.

Глядит Туся вокруг, удивляется. Кусты такие большие, а деревья еще больше. Стоят, шумят, верхушками небо подпирают. На поляне лисята гоняются за пестрой бабочкой. Бабочка порхает, весело машет крылышками у самых мордочек лисят, совсем не боится их. Удивляется Туся: "Такая маленькая, меньше меня, а храбрая!”

Но вот бабочка улетела, а на соседний куст уселась сорока-белобока, большая, черно-белая. Только подбежали к ней лисята, чтобы познакомиться поближе, а она испуганно взмахнула крыльями и улетела. Опять удивляется Туся: "Такая большая, намного больше бабочки, а боится!”

И тут лисенка одолело сомнение: "Как же так? Мама говорит, что мы маленькие, а какие же мы маленькие, если большая сорока нас боится? Наверное, ошибается! Мы все большие, и я большой!” И тут же вспомнил бабочку. "Я большой, это так! А храбрый? Наверное, храбрый! — успокоил себя Туся. — Надо проверить”.

Смотрит лисенок — мимо ежик бежит по своим ежиным делам. Бежит, торопится, пыхтит. "Меньше меня!” — подумал храбрый Туся и легонько толкнул его в бок. Ой! Что это? Уколол Туся лапку о колючки ежа. Больно-то как!

Кубарем скатился малыш в норку, забился в самый дальний угол и жалобно заскулил. Тем временем вернулась мама-лиса. Попало лисятам за то, что не слушаются, а Тусю она пожалела: "Маленький ты мой! Надо маму слушаться, ума-разума набираться, тогда и не попадешь в беду. Мир такой огромный, а вы такие еще маленькие!”

"Не хочу быть маленьким, хочу быть большим!” — хнычет Туся. "Растите, растите! Всему свое время, — смеется мама-лиса, — а пока и такие, маленькие, вы для меня лучше всех на свете!”

Длинный - короткий

Повстречались как-то раз на опушке котенок и зайчонок. "Ой, какие у тебя большие уши, так и торчат выше головы, совсем некрасиво!” — фыркнул котенок.

"А моя мама говорит, что у меня длинные уши! Во всем лесу длиннее ушей ни у кого нет. Я должен ими гордиться! А еще они помогают мне: чуть шевельну, чуть ими в сторону поведу — любой шорох услышу. Нам, зайцам, ухо надо всегда держать востро, не то беда!”

"Фи! — опять фыркнул котенок. — Смотри, какой у меня хвост большой, пушистый, а у тебя такой маленький, такой крохотный, ну просто комочек пуха!”

"Да не маленький и не крохотный, а короткий. Точнее, куцый хвост! — засмеялся зайчонок. — Нам, зайцам, длинный хвост ни к чему”.

"А мне вот очень нужен мой длинный пушистый хвост!” — послышалось вдруг откуда-то сверху. Зайчонок и котенок подняли мордочки вверх, смотрят — а над ними высоко на елке маленькая белочка сидит. "Мне мой хвост помогает прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево”, — пояснила она.

"А у меня не только уши, у меня и ноги длинные! — расхвастался зайчонок. — Чуть услышу подозрительный шорох, время зря не теряю, прыг — и был таков! Только меня и видели! Нас, зайцев, уши да ноги спасают”.

"Да что ты все твердишь, как ты спасаться умеешь! — возмутился котенок. — Ты что, всех боишься?”

"Врагов у меня в лесу много! Боюсь”, — сокрушенно вздохнул зайка.

"А вот у меня ног почти не видно”, — послышалось снизу. Глянули все вниз, а перед ними ежик стоит.

"Ой, верно! — удивился котенок. — Такие маленькие ножки!”

"Не маленькие, а короткие, — уточнил ежик. — Да я не тужу. Как только почую опасность, мигом ножки подожму, свернусь клубочком, выставлю иголки, тогда уж меня никто не тронет! А длинные ноги быстро не уберешь, как ни спеши”.
Возвращаясь домой, котенок твердил: "Главное, запомнить: большие ноги и уши правильнее называть длинными, а маленькие — короткими. Все в лесу знают, я один не знал. Просто стыд и позор!” И вдруг малыш остановился как вкопанный. "Какой же я глупый! — с ужасом сказал он себе. — Я никогда ничего такого себе даже и не представлял! Оказывается, одним нужны длинные уши, другим — короткие ноги. А мне? Что нужно мне? Может, вместо мягкой шерстки шубку в колючках, как у ежа? Побегу, спрошу у мамы. Мама все знает!” — решил котенок.

Теплюк С. Как расширить словарный запас детей 3-4 лет// Дошкольное воспитание, 1998. - № 2. - с. 99-104.

 

Сведения об образовательной организации
Платформа связи
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Экстренная помощь
Телефон экстренной психологической помощи, работающей под единым общероссийским номером:
8-800-2000-122.
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 54