Дизорфография и ее проявление на письме у учащихся.
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
Дизорфография – это нарушение запоминания орфографических знаний, что обусловлено недостаточным развитием речевых и психических функций. Проявляется частыми ошибками на письме, даже если ребенок в устной форме проговаривает правило.
Дизорфография проявляется чаще всего у учащихся 2 классов (80 %) и 3-4 классов (90 %). Дизорфография затрагивает все сферы правописания: грамматику, спряжения, построение предложений и слов.
Ребенок, несмотря на знания правил правописания, делает ошибки в записи. Причины дизорфографии
Нарушение орфографических навыков – это комплекс нескольких причин.
• нарушение устной речи;
• поражение ЦНС;
• минимальная мозговая дисфункция, энцефалопатия, которые сопровождаются неврологическими симптомами;
• педагогическая запущенность;
• психосоматическая ослабленность;
• недостаток внимания;
• задержка в психическом развитии;
• общая заторможенность;
• умственная перегруженность;
• поступление в школу в раннем возрасте (6-6,5 лет). Дети не готовы к обучению, наблюдается незрелость психики и физиологии.
Симптомы дизорфографии
Симптомы проявляются в том, что ученик:
▪ не правильно пишет слова с безударными гласными, глухими согласными, которые можно проверить;
• имеет скудный словарный запас, поэтому не может подобрать однокоренное слово для проверки верного написания буквы;
• испытывает трудности с морфемным анализом слов, не может выделить в слове главную морфему слова (корень), и дополнительные (словообразующие) – приставку, суффикс, окончание;
• не использует заглавные буквы (начало предложения, в собственных именах);
• делает ошибки в словах с двойными или непроизносимыми согласными;
• путает употребление твердого и мягкого знаков;
• не правильно делит слова на слоги и их переносит, ставит ударение;
• не может запомнить названия частей речи, их морфологические признаки;
• формирует свои правила (если «жи», «ши» нужно писать с «И», то правильное написание слова «жИлезо»);
• не может перейти от одного вида деятельности к другому;
• не умеют находить «ошибкоопасные места», самостоятельно найти ошибку, самопроверка не помогает;
• пишут слова так, как их слышат.
Орфографические правила – это компетенция учителя русского языка. Повторить изученный материал, закрепить, дополнительно потренировать – задача родителей.
Только совместными усилиями возможно преодолеть проблему грамотности своих детей!