+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Служба ранней помощи детям от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии


Актуальность.

В России почти 400 тыс. детей нуждаются в инклюзивном образовании. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние 5 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось и составляет около 2 процентов детского населения. В структуре причин инвалидности наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения (22,8 процента), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (20,6 процента), болезни нервной системы (20 процентов).
Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет необходимость реформирования системы специального образования для осуществления ее перехода на принципиально иной этап его развития.
 
Причинами, актуализирующими необходимость развития вариативных форм психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям, стали следующие факторы:
  • низкое качество репродуктивного здоровья родителей;
  • снижение уровня здоровья детской популяции в возрастном диапазоне от рождения до младшего школьного возраста;
  • дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями;
  • накопленный в образовательной практике опыт сопровождения детей раннего возраста;
  • высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска.
Современные научные исследования выявили критическое значение в развитии ребёнка периода первых 2-3 лет жизни роли семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребёнка и развитии его мозга.
 
Между тем, в первые годы жизни внимание родителей ребёнка, имеющего нарушения жизнедеятельности, обращено на решение задач, в основном, медицинского характера, в результате мы имеем ряд проблем:
  • психологическую неподготовленность семьи к воспитанию ребёнка с ограниченными возможностями;
  • нарушение развития ряда функций головного мозга вследствие вынужденного ограничения общения и однообразия окружающей среды.
Совокупность данных факторов приводит к развитию порочного круга: всё более углубляющегося отставания в развитии с постепенной трансформацией в умственную отсталость и неспособности умственно отсталого ребёнка бороться с физическим недугом.
Ранний возраст ребенка является наиболее важным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, происходит формирование личности. Ранняя помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, предупредить вторичное отклонение.
Таким образом, мы имеем общественно значимую проблему, связанную с необходимостью ранней профилактики нарушений развития в более расширенной форме и требующую иных технологических решений, нежели это реализуется органами здравоохранения и образования.
Нормативно-правовая документация по реализации программ консультационной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет.
  1. Создание системы ранней помощи в Российской Федерации соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, а также детей, находящихся в социально опасном положении.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 года №1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы».
  3. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства российской Федерации №1839-р от 31.08.2016 года.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  5. Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.
  6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 «О направлении Методических рекомендаций».

Понятие психического здоровья младенцев и детей раннего возраста и признаки его нарушения:

Обязательным условием реализации Программы специалистами СРП является участие родителей (законных представителей).

Согласно теоретическим подходам, рассматривающим развитие ребенка в контексте его отношений с близкими, наличие отзывчивого взрослого играет важную роль в эмоциональном и познавательном развитии ребенка.

Психологическая помощь детям младенческого и раннего возраста, таким образом, неразрывно связано с помощью взрослым, которые заботятся о детях. В связи с этим целью психологической сопровождения младенцев и детей раннего возраста является сопровождение семьи или одного из родителей и ребенка. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворение потребности в безопасности и установлении надежных отношений с близким взрослым является условием для оптимального психолого-педагогического сопровождения.

Также следует учитывать факторы, негативно влияющие на психическое здоровье и психологическое благополучие детей, такие как социально-экономические, демографические, нейробиологические.

В психолого-педагогическом сопровождении в СРП могут нуждаться:

  • дети, имеющие отставание, или риск отставания в развитии;
  • дети из группы биологического и медицинского риска и их родители;
  • недоношенные младенцы и их родители
  • семьи, имеющие низкий уровень материального обеспечения, находящиеся в сложной жизненной ситуации;
  • дети, подвергающиеся жестокому обращению и пренебрежению;
  • матери подростки и их младенцы;
  • матери, имеющие нарушения настроения (например, депрессивные расстройства), и их дети;
  • приемные дети и их родители.

 

Диагностика развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет

Приказ, план, рабочая группа, график работы Службы ранней помощи от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии МОАУ ЦППРиК "Диалог" на 2020-2021 г.

Оплата онлайн
Экстренная помощь
Телефон экстренной психологической помощи, работающей под единым общероссийским номером:
8-800-2000-122.
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 36