+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Служба ранней помощи детям от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии


Актуальность.

В России почти 400 тыс. детей нуждаются в инклюзивном образовании. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние 5 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось и составляет около 2 процентов детского населения. В структуре причин инвалидности наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения (22,8 процента), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (20,6 процента), болезни нервной системы (20 процентов).
Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет необходимость реформирования системы специального образования для осуществления ее перехода на принципиально иной этап его развития.
 
Причинами, актуализирующими необходимость развития вариативных форм психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям, стали следующие факторы:
  • низкое качество репродуктивного здоровья родителей;
  • снижение уровня здоровья детской популяции в возрастном диапазоне от рождения до младшего школьного возраста;
  • дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями;
  • накопленный в образовательной практике опыт сопровождения детей раннего возраста;
  • высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска.
Современные научные исследования выявили критическое значение в развитии ребёнка периода первых 2-3 лет жизни роли семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребёнка и развитии его мозга.
 
Между тем, в первые годы жизни внимание родителей ребёнка, имеющего нарушения жизнедеятельности, обращено на решение задач, в основном, медицинского характера, в результате мы имеем ряд проблем:
  • психологическую неподготовленность семьи к воспитанию ребёнка с ограниченными возможностями;
  • нарушение развития ряда функций головного мозга вследствие вынужденного ограничения общения и однообразия окружающей среды.
Совокупность данных факторов приводит к развитию порочного круга: всё более углубляющегося отставания в развитии с постепенной трансформацией в умственную отсталость и неспособности умственно отсталого ребёнка бороться с физическим недугом.
Ранний возраст ребенка является наиболее важным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, происходит формирование личности. Ранняя помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, предупредить вторичное отклонение.
Таким образом, мы имеем общественно значимую проблему, связанную с необходимостью ранней профилактики нарушений развития в более расширенной форме и требующую иных технологических решений, нежели это реализуется органами здравоохранения и образования.
Нормативно-правовая документация по реализации программ консультационной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет.
  1. Создание системы ранней помощи в Российской Федерации соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, а также детей, находящихся в социально опасном положении.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 года №1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы».
  3. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства российской Федерации №1839-р от 31.08.2016 года.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  5. Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.
  6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 «О направлении Методических рекомендаций».

Понятие психического здоровья младенцев и детей раннего возраста и признаки его нарушения:

Обязательным условием реализации Программы специалистами СРП является участие родителей (законных представителей).

Согласно теоретическим подходам, рассматривающим развитие ребенка в контексте его отношений с близкими, наличие отзывчивого взрослого играет важную роль в эмоциональном и познавательном развитии ребенка.

Психологическая помощь детям младенческого и раннего возраста, таким образом, неразрывно связано с помощью взрослым, которые заботятся о детях. В связи с этим целью психологической сопровождения младенцев и детей раннего возраста является сопровождение семьи или одного из родителей и ребенка. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворение потребности в безопасности и установлении надежных отношений с близким взрослым является условием для оптимального психолого-педагогического сопровождения.

Также следует учитывать факторы, негативно влияющие на психическое здоровье и психологическое благополучие детей, такие как социально-экономические, демографические, нейробиологические.

В психолого-педагогическом сопровождении в СРП могут нуждаться:

  • дети, имеющие отставание, или риск отставания в развитии;
  • дети из группы биологического и медицинского риска и их родители;
  • недоношенные младенцы и их родители
  • семьи, имеющие низкий уровень материального обеспечения, находящиеся в сложной жизненной ситуации;
  • дети, подвергающиеся жестокому обращению и пренебрежению;
  • матери подростки и их младенцы;
  • матери, имеющие нарушения настроения (например, депрессивные расстройства), и их дети;
  • приемные дети и их родители.

 

Диагностика развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет

Приказ, план, рабочая группа, график работы Службы ранней помощи от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии МОАУ ЦППРиК "Диалог" на 2020-2021 г.

Сведения об образовательной организации
Платформа связи
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Оплата онлайн
Экстренная помощь
Телефон экстренной психологической помощи, работающей под единым общероссийским номером:
8-800-2000-122.
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 49