Роль семьи в формировании слухового восприятия на неречевых звуках
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
Различение неречевых звуков очень важно для человека. Они свидетельствуют о приближении или удалении природных явлений, предметов неживой и живой природы.
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная способность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Чтобы научиться говорить, необходимо не только видеть, как произносится звук, но и слышать его. У человека несколько «слухов» и развиты они не в равной степени.
Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: завывание ветра, хруст снега под ногами, жужжание насекомых, хлопанье двери и т. д.
Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку различать все тонкости музыкального мира.
Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как, благодаря ему, мы обретаем способность различать особенности человеческой речи (тембр, тон, скорость, качество). Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.
Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.
Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Ошибки в устной речи отражаются в дальнейшем на письменной речи.
Для развития фонематического слуха ребенка важна игра со звучащими игрушками: бубен, дудочка, колокольчик, погремушка, гармошка, свисток. Сначала взрослый показывает ребенку эти игрушки, а затем демонстрирует их звучание. И когда ребенок запомнил звучание игрушек, мама (папа) просит его закрыть глаза и послушать, какой музыкальный инструмент сейчас будет звучать. Если ребенок без труда узнает звуки двух музыкальных инструментов, можно увеличить их до пяти.
Для развития у ребенка чувства ритма можно взять бубен и предложить послушать, как он звучит. Затем показать, что на бубне можно издавать короткие, медленные, четкие удары, под которые можно медленно ходить (пройти с ним по комнате, как мишка, черепаха, слон и т.п.).
Показать ребенку, что бубен может издавать не только короткие, но и быстрые удары, под которые, например, можно попрыгать, как зайчик.
Чередуйте медленные и быстрые удары. Меняя темп звучания, вы научите ребенка менять темп движения. Усложняйте задания: отстукивайте ритм, спрятав бубен. Предложите ребенку самому выполнять движение в зависимости от того, какой ритм вы будете отбивать.
Обязательно привлекайте внимание ребенка к окружающим неречевым звукам. Для маленьких детей их можно сначала проговаривать (бульк, с-с-с, чик-чик…). Не стоит закрывать все дверцы шкафов от ребенка, а сделать для него свой клад, например, из контейнеров «Киндера» и заполнить их разными сыпучими, шелестящими предметами. А малыш должен отгадывать, что внутри.
Игры, направленные на развитие фонематического восприятия на неречевых звуках.
Игра «Найди игрушку»
Находясь в одной комнате с ребенком, взрослый на расстоянии 1- 1,5 м. сзади от ребенка звенит колокольчиком. Ребенок не должен его видеть, взрослый может спрятать колокольчик у себя за спиной. Если ребенок обернулся, но не стал искать, что звучало, нужно помочь ему найти колокольчик. В этой игре можно использовать любые звучащие игрушки.
Игра «Повтори»
Предложить ребенку послушать, а потом воспроизвести по 1 (2,3) хлопку, отстукиванию с равным интервалом под счет и без него.
Игра «Бей, барабан»
Взрослый четко произносит любое слово на выбор, затем предлагает ребенку повторить слово и постучать в барабан, бубен. Например: ма-ши-на, мак, лу-на и т.д.
Игра «Узнай по звуку»
Взрослый заранее знакомит ребенка со звуками, издаваемыми различными предметами: шум перелистываемых страниц книги, шуршание смятой бумаги, звук падающей ложки, режущих ножниц, стук режущего ножа, переливание воды из одного стакана в другой, подметание пола, мытье рук и т.д. Ребенок садится спиной к взрослому, производящему шумы и звуки разными предметами. Ребенок догадывается, чем взрослый производит шум, и не оборачиваясь, говорит ему об этом, а если не может ещё сказать, то может показать на предмет.
Игр со звуками, как и самих звуков неречевых очень много, только мы сами иногда перестаем их слышать.
Воспитание слухового восприятия направленно на выработку у детей умения воспринимать:
— правильность произношения звуков;
— четкость, ясность произнесения слов;
— повышение и понижение голоса;
— усиление или ослабление громкости;
— ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи;
— тембровую окраску.