+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Роль семьи в формировании слухового восприятия на неречевых звуках


Главная » Статьи » Учитель - логопед

Подготовила материал: Бурова Снежана Анатольевна
Должность: Учитель-логопед

Различение неречевых звуков очень важно для человека. Они свидетельствуют о приближении или удалении природных явлений, предметов неживой и живой природы.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная способность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Чтобы научиться говорить, необходимо не только видеть, как произносится звук, но и слышать его.  У человека несколько «слухов» и развиты они не в равной степени.

Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: завывание ветра, хруст снега под ногами, жужжание насекомых, хлопанье двери и т. д.

Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку различать все тонкости музыкального мира.

Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как, благодаря ему, мы обретаем способность различать особенности человеческой речи (тембр, тон, скорость, качество). Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.      Ошибки в устной речи отражаются в дальнейшем на письменной речи.

Для развития фонематического слуха ребенка важна игра со звучащими игрушками: бубен, дудочка, колокольчик, погремушка, гармошка, свисток. Сначала взрослый показывает ребенку эти игрушки, а затем демонстрирует их звучание. И когда ребенок запомнил звучание игрушек, мама (папа) просит его закрыть глаза и послушать, какой музыкальный инструмент сейчас будет звучать. Если ребенок без труда узнает звуки двух музыкальных инструментов, можно увеличить их до пяти.

Для развития у ребенка чувства ритма можно взять бубен и предложить послушать, как он звучит. Затем показать, что на бубне можно издавать короткие, медленные, четкие удары, под которые можно медленно ходить (пройти с ним по комнате, как мишка, черепаха, слон и т.п.).

Показать ребенку, что бубен может издавать не только короткие, но и быстрые удары, под которые, например, можно попрыгать, как зайчик.

Чередуйте медленные и быстрые удары. Меняя темп звучания, вы научите ребенка менять темп движения. Усложняйте задания: отстукивайте ритм, спрятав бубен. Предложите ребенку самому выполнять движение в зависимости от того, какой ритм вы будете отбивать.

Обязательно привлекайте внимание ребенка к окружающим неречевым звукам. Для маленьких детей их можно сначала проговаривать (бульк, с-с-с, чик-чик…). Не стоит закрывать все дверцы шкафов от ребенка, а сделать для него свой клад, например, из контейнеров «Киндера» и заполнить их разными сыпучими, шелестящими предметами. А малыш должен отгадывать, что внутри.

Игры, направленные на развитие фонематического восприятия на неречевых звуках.

Игра «Найди игрушку»

Находясь в одной комнате с ребенком, взрослый на расстоянии 1- 1,5 м. сзади от ребенка звенит колокольчиком. Ребенок не должен его видеть, взрослый может спрятать колокольчик у себя за спиной. Если ребенок обернулся, но не стал искать, что звучало, нужно помочь ему найти колокольчик. В этой игре можно использовать любые звучащие игрушки.

 Игра «Повтори»

Предложить ребенку послушать, а потом воспроизвести по 1 (2,3) хлопку, отстукиванию с равным интервалом под счет и без него.

 Игра «Бей, барабан»

Взрослый четко произносит любое слово на выбор, затем предлагает ребенку повторить слово и постучать в барабан, бубен. Например: ма-ши-на, мак,  лу-на и т.д.

Игра «Узнай по звуку»

Взрослый заранее знакомит ребенка со звуками, издаваемыми различными предметами: шум перелистываемых страниц книги, шуршание смятой бумаги, звук падающей ложки, режущих ножниц, стук режущего ножа, переливание воды из одного стакана в другой, подметание пола, мытье рук и т.д. Ребенок садится спиной к взрослому, производящему шумы и звуки разными предметами. Ребенок догадывается, чем взрослый производит шум, и не оборачиваясь, говорит ему об этом, а если не может ещё сказать, то может показать на предмет.

Игр со звуками, как и самих звуков неречевых очень много, только мы сами иногда перестаем их слышать.

Воспитание слухового восприятия направленно на выработку у детей умения воспринимать:

— правильность произношения звуков;

— четкость, ясность произнесения слов;

— повышение и понижение голоса;

— усиление или ослабление громкости;

— ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи;

— тембровую окраску.

Сведения об образовательной организации
Платформа связи
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Оплата онлайн
Это интересно
Экстренная помощь
Телефон экстренной психологической помощи, работающей под единым общероссийским номером:
8-800-2000-122.
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 50