+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Развитие речи детей с задержкой речевого развития (ЗРР)


Главная » Статьи » Учитель - логопед

Подготовила материал: Бурова Снежана Анатольевна
Должность: Учитель - логопед

Ежегодно увеличивается количество детей с задержкой речевого раз­вития. С таким диагнозом они приходят от невролога. Запрос родите­лей к логопеду: «Хочу, чтобы ребёнок заговорил!»

При ЗРР (задержка речевого развития) страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребенка в норме. Он все понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо, а иногда болтает много, но только на «своём» языке. Если общение с окружающими затруднено, это тормозит формирование познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Прослеживается отставание от сверстников, и к 5 годам формируется ЗПР (задержка психического развития).

Иногда ЗРР бывает связана с задержкой психомоторного развития. Ребенок с этим нарушением позже, чем другие дети, начинает держать голову, сидеть, ходить. Он неловок, часто па­дает, травмируется.

Характеристика детей с ЗРР

  1. Особенности поведения (возбудимы, расторможены или пассивны, инфантильны).
  2. Внимание непроизвольное, неустойчивое, малый объём запоминания и воспроизведения материала.
  3. Плохо развита мелкая и артикуляционная моторика.
  4. Словарный запас не соответствует возрастным критериям.
  5. Не способны использовать образец правильно произнесённого слова.
  6.  

Направления работы родителей

  1. Активно использовать пальчиковые игры.
  2. Обеспечить работу ребёнку с конструктором, пазлами, мозаиками, игрушками-шнуровками, кубиками и мячиками разного размера, пирамидками, тренажерами для застегивания пуговиц и завязывания шнурков.
  3. Заниматься с ребёнком лепкой из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры.
  4. Развивать фонетический слух с помощью игр: «Угадай, что зв­чало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот»

Предлагаем родителям игры и игровые упражнения для детей с ЗРР.

Игровое упражнение «Поем звуки»

Задача: развивать артикуляционную и общую моторику.

Дети произносят звуки и совершают при этом движения

Звук [а] — вытянуть руки вперед, развести в стороны.

Звук [у]—плавно двигать обе­ими руками вперед-назад.

Звук [о]—плавно двигать обе­ими руками в стороны — вверх.

Звук [и] — плавно развести руки в стороны.

Звук [ы]—присесть, кисти сжа­ты в кулаки, руки согнуты в локтях.

Звук [э] — плавно двигать ру­ками в стороны — вниз.

 

Игровые задания на понимание действий

Задание 1. Детям показывают картинки с изображением рисую­щей девочки; мальчика, пьющего сок; и мальчика, который ест. Взрослый задаёт ребёнку вопросы или указывает на действие, которое необходимо выполнить.

- Кто это? (Взрослый побуждает ребенка к произнесению звукоподражания  или звукокомплекса.

- Покажи картинку, где Тата (девочка, «ляля») рисует.

- Покажи картинку, где Толя (мальчик, «ляля») ест, пьет.

- Угости «лялю», который(ая) ест (пьет). (Взрослый побуждает ребенка к произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, ляля» и «На, Толя».)

- Что делает этот мальчик? Покажи. (Взрослый указывает на картинку и побуждает малыша к имитирующим действиям.)

- Спрячь (накрой рукой), то­го, кто пьет (ест, рисует).

- Найди ребенка, который пьет. Дай ему одну фишку. (Это могут быть кружочки синего, красного, зеленого, желтого цвета).

Задание 2. Ребёнку показать картинки с изображением плачу­щего ребенка и заблудившейся в лесу девочки.

- Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «Ау».

- Покажи малыша. Он пла­чет: «Уа». (Взрослый побуждает ребенка к отраженному звукопроизношению.)

- Спрячь девочку (малыша). Как он кричит? (Взрослый побуждает ребенка закрывать ладош­кой картину.)

- Кто спрятался? Как он кри­чит? (Одна из картинок закрыта листом бумаги.)

- Видишь девочку (малыша)? (Взрослый побуждает ребенка к произнесению слов «да», «нет».)

- Как она зовет? (Взрослый побуждает ребенка к произвольному или отраженному звукопроизношению.)

- Пальчики побежали к малы­шу (девочке). (Взрослый побуждает ребенка к произвольным ши совместным движениям рукой в заданном направлении.)

Преодолеть задержку речевого развития возможно только в совместной работе педагогических и медицинских работников. Сначала необходимо выявить причину ЗРР (медицина), а затем с помощью педагогических приёмов, методов и медицинского сопровождения корректировать речевое развитие ребёнка.

Сведения об образовательной организации
Платформа связи
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Экстренная помощь
Телефон экстренной психологической помощи, работающей под единым общероссийским номером:
8-800-2000-122.
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 54