Развитие речи детей с задержкой речевого развития (ЗРР)
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
Ежегодно увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. С таким диагнозом они приходят от невролога. Запрос родителей к логопеду: «Хочу, чтобы ребёнок заговорил!»
При ЗРР (задержка речевого развития) страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребенка в норме. Он все понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо, а иногда болтает много, но только на «своём» языке. Если общение с окружающими затруднено, это тормозит формирование познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Прослеживается отставание от сверстников, и к 5 годам формируется ЗПР (задержка психического развития).
Иногда ЗРР бывает связана с задержкой психомоторного развития. Ребенок с этим нарушением позже, чем другие дети, начинает держать голову, сидеть, ходить. Он неловок, часто падает, травмируется.
Характеристика детей с ЗРР
- Особенности поведения (возбудимы, расторможены или пассивны, инфантильны).
- Внимание непроизвольное, неустойчивое, малый объём запоминания и воспроизведения материала.
- Плохо развита мелкая и артикуляционная моторика.
- Словарный запас не соответствует возрастным критериям.
- Не способны использовать образец правильно произнесённого слова.
Направления работы родителей
- Активно использовать пальчиковые игры.
- Обеспечить работу ребёнку с конструктором, пазлами, мозаиками, игрушками-шнуровками, кубиками и мячиками разного размера, пирамидками, тренажерами для застегивания пуговиц и завязывания шнурков.
- Заниматься с ребёнком лепкой из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры.
- Развивать фонетический слух с помощью игр: «Угадай, что звчало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот»
Предлагаем родителям игры и игровые упражнения для детей с ЗРР.
Игровое упражнение «Поем звуки»
Задача: развивать артикуляционную и общую моторику.
Дети произносят звуки и совершают при этом движения
Звук [а] — вытянуть руки вперед, развести в стороны.
Звук [у]—плавно двигать обеими руками вперед-назад.
Звук [о]—плавно двигать обеими руками в стороны — вверх.
Звук [и] — плавно развести руки в стороны.
Звук [ы]—присесть, кисти сжаты в кулаки, руки согнуты в локтях.
Звук [э] — плавно двигать руками в стороны — вниз.
Игровые задания на понимание действий
Задание 1. Детям показывают картинки с изображением рисующей девочки; мальчика, пьющего сок; и мальчика, который ест. Взрослый задаёт ребёнку вопросы или указывает на действие, которое необходимо выполнить.
- Кто это? (Взрослый побуждает ребенка к произнесению звукоподражания или звукокомплекса.
- Покажи картинку, где Тата (девочка, «ляля») рисует.
- Покажи картинку, где Толя (мальчик, «ляля») ест, пьет.
- Угости «лялю», который(ая) ест (пьет). (Взрослый побуждает ребенка к произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, ляля» и «На, Толя».)
- Что делает этот мальчик? Покажи. (Взрослый указывает на картинку и побуждает малыша к имитирующим действиям.)
- Спрячь (накрой рукой), того, кто пьет (ест, рисует).
- Найди ребенка, который пьет. Дай ему одну фишку. (Это могут быть кружочки синего, красного, зеленого, желтого цвета).
Задание 2. Ребёнку показать картинки с изображением плачущего ребенка и заблудившейся в лесу девочки.
- Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «Ау».
- Покажи малыша. Он плачет: «Уа». (Взрослый побуждает ребенка к отраженному звукопроизношению.)
- Спрячь девочку (малыша). Как он кричит? (Взрослый побуждает ребенка закрывать ладошкой картину.)
- Кто спрятался? Как он кричит? (Одна из картинок закрыта листом бумаги.)
- Видишь девочку (малыша)? (Взрослый побуждает ребенка к произнесению слов «да», «нет».)
- Как она зовет? (Взрослый побуждает ребенка к произвольному или отраженному звукопроизношению.)
- Пальчики побежали к малышу (девочке). (Взрослый побуждает ребенка к произвольным ши совместным движениям рукой в заданном направлении.)
Преодолеть задержку речевого развития возможно только в совместной работе педагогических и медицинских работников. Сначала необходимо выявить причину ЗРР (медицина), а затем с помощью педагогических приёмов, методов и медицинского сопровождения корректировать речевое развитие ребёнка.