Почему молчим? Начинаем говорить!
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
Сегодня перед логопедами и родителями остро стоит проблема задержки развития речи детей. Малыши не говорят в положенное время. Целая армия молчунов! Вместо ожидаемой простой или усложненной фразы в 2 года мы имеем мычание, лепет, а в лучшем случае лепетные слова и отдельные непонятные словечки. Этим «больны» половина детей 2—5 лет.
Почему это происходит?
Только человек умеет осознанно говорить. Ребенок рождается с заложенной, но нереализованной программой речи. Прекрасное здоровье, хорошая генетика и адекватные социальные условия позволяют этой программе реализоваться. Что происходит в последнее время? Сложная экологическая ситуация, низкие показатели здоровья родителей, частая социальная запущенность малышей приводят к общему регрессу. И это ярко отражается именно на развитии речи детей.
Мы, логопеды, «бьем в колокола». На вопрос, адресованный многим неврологам «Кого-нибудь из вышестоящих инстанций волнует чудовищный рост нарушений речи в детском возрасте?», всегда получаю один и тот же ответ: «Да что вы! Это никому не нужно!» Оказывается, никто даже не спрашивает у невролога отчета о состоянии здоровья нашего молодого поколения.
Внимательно посмотрим на родителей неговорящих детей... Мамы и папы — «дети лихих 90-х» — зачастую сами не получили в детстве достаточно ласки и внимания. Многие родители искренне считают себя образованными людьми, но при этом понятия не имеют, как передавать опыт социализации своим детям. Например, некоторые малыши, еще не умея говорить, уже знакомы с гаджетами. Обращаем внимание на родителей. Они зачастую вялые, усталые. Губы некоторых мам почти не двигаются, голоса однотонные. Такие родители не играют с детьми с момента рождения: не хотят или просто не умеют этого делать. Ребенок для некоторых — наследник или «предмет интерьера».
В частных беседах родителям рекомендуем посетить отоларинголога, невролога, психиатра. Иногда могут обнаружиться аутизм, эмоциональные и неврологические расстройства, нарушения слуха. Мы просим принести справки или их копии.
На выступлениях встречах, беседах, консультациях, семинарах стараемся донести до родителей самое главное: они обязаны заниматься со своим ребенком: играть, смеяться, улыбаться, петь песни, нянчиться и выполнять рекомендации логопеда и специалистов, чтобы завести механизм развития речи.
Тема работы с неговорящими детьми мало изучена и освещена. Она сложна прежде всего из- за множества причин отсутствия связной речи. Поэтому приоритет будут иметь два взаимосвязанных аспекта: медико-реабилитационный и коррекционно-педагогический.
Медико-реабилитационный аспект. Родители неговорящего ребенка должны его обследовать и лечить. Нельзя пускать все на самотек. Кроме поликлиник есть достойные медицинские центры, где занимаются нейрореабилитацией. Но скажем откровенно: это часто очень дорого и не в шаговой доступности. Что делать? Не боги горшки обжигают! Очень многому родителей может научить учитель-логопед. Повышенный тонус при рождении ребенка, амимия или вялость мышц лица подсказывают, что нужно заняться массажем лица и языка. Мы обучаем родителей основным движениям и приемам. Логопедический массаж не случайно называется дифференцированным. Он строго индивидуален, поэтому чаще всего мы показываем его родителям конкретного ребенка.
Коррекционно-педагогический аспект. Мы считаем, что самое главное — установить эмоциональный, психологический контакт между ребенком и родителями, научить их радоваться, улыбаться, смеяться. Малыша нужно часто обнимать. Ведь именно правильный эмоциональный настрой — пусковой механизм, побуждающий говорить.
На встречах с родителями объясняем необходимость развития моторики пальцев и кистей рук. Выработка разнообразных движений всегда сопровождается немногословными, но четкими комментариями для того, чтобы малыш расширял свой лексический словарь, как глагольный, так и предметный. На занятиях мы рвем бумажки, ломаем палочки, солим, пилим, падаем, «летаем», комкаем и т.д., топим, моем игрушки, хлопаем, стучим, «ходим» пальцами, бросаем, ловим, рисуем, лепим и т.д. При этом ненавязчиво повторяем ключевые слова. Заставляем родителей залезать в коробки вместе с ребенком, брызгаться, пачкаться, выдувать мыльные пузыри.
Например, мы используем на занятиях игру «Разбуди меня!» Дети обожают будить «спящего» родителя по их просьбе. Здесь мы стараемся закрепить слово «я» как очень нужное для построения полноценной фразы и осознания самого себя. Плюс говорим и запоминаем слово «будить»: «Я будю (бужу)... папу!»
В игре «Посоли!» подключаем эмоции, вкусовые анализаторы и обоняние: «Ах! Понюхай! Ох! Можно я посолю? Вкусно? Кто солил?» — «Я солил». И т.д.
В игре «Кто сидит? Кто стоит?» играем с игрушками из киндер-сюрпризов и дифференцируем понятия «сидеть», «стоять»: «Дай мне того, кто сидит... Кто сидит? — Лев сидит»... «Дай мне того, кто стоит. Кто стоит? — Пингвин стоит». И т.д. Важно обязательно мотивировать ребенка на повторение, учим родителей поощрять детей мелкими призами («Мишка подарил тебе конфеты за то, что ты с ним разговаривал. Он так любит с тобой поговорить»).
Первые шаги при работе с неговорящими детьми очень сложны и вызывают у родителей массу вопросов. Наша цель как специалистов — показать возможность преодоления себя, дать веру в своих детей и радость общения в игре на пути формирования связной речи.