+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Почему молчим? Начинаем говорить!


Главная » Статьи » Учитель - логопед

Подготовила материал: Бурова Снежана Антольевна
Должность: Учитель - логопед

Сегодня перед логопедами и родителями остро стоит про­блема задержки развития речи детей. Малыши не говорят в по­ложенное время. Целая армия молчунов! Вместо ожидаемой простой или усложненной фразы в 2 года мы имеем мычание, ле­пет, а в лучшем случае лепетные слова и отдельные непонятные словечки. Этим «больны» поло­вина детей 2—5 лет.

Почему это происходит?

Только человек умеет осоз­нанно говорить. Ребенок рождается с заложенной, но нереа­лизованной программой речи. Прекрасное здоровье, хорошая генетика и адекватные социаль­ные условия позволяют этой программе реализоваться. Что происходит в последнее время? Сложная экологическая ситуа­ция, низкие показатели здоровья родителей, частая социальная за­пущенность малышей приводят к общему регрессу. И это ярко отражается именно на развитии речи детей.

Мы, логопеды, «бьем в коло­кола». На вопрос, адресованный многим неврологам «Кого-ни­будь из вышестоящих инстанций волнует чудовищный рост нару­шений речи в детском возрасте?», всегда получаю один и тот же ответ: «Да что вы! Это никому не нужно!» Оказывается, никто даже не спрашивает у невролога отчета о состоянии здоровья на­шего молодого поколения.

Внимательно посмотрим на родителей неговорящих детей... Мамы и папы — «дети лихих 90-х» — зачастую сами не полу­чили в детстве достаточно ласки и внимания. Многие родители искренне считают себя образо­ванными людьми, но при этом понятия не имеют, как переда­вать опыт социализации своим детям. Например, некоторые ма­лыши, еще не умея говорить, уже знакомы с гаджетами.  Обращаем внимание на родителей. Они за­частую  вялые, уста­лые. Губы некоторых мам почти не двига­ются, голоса однотонные. Такие родите­ли не играют с детьми с момента рождения: не хотят или просто не умеют этого делать. Ребенок для некоторых — наследник или «предмет интерьера».

В частных беседах родителям рекомендуем по­сетить отоларинголога, невро­лога, психиатра. Иногда могут обнаружиться аутизм, эмоцио­нальные и неврологические рас­стройства, нарушения слуха. Мы просим принести справки или их копии.

На выступлениях встречах, беседах, консультациях, семина­рах стараемся донести до родите­лей самое главное: они обязаны заниматься со своим ребенком: играть, смеяться, улыбаться, петь песни, нянчиться и выполнять рекомендации логопеда и специ­алистов, чтобы завести механизм развития речи.

Тема работы с неговорящими детьми мало изучена и освеще­на. Она сложна прежде всего из- за множества причин отсутствия связной речи. Поэтому приори­тет будут иметь два взаимосвя­занных аспекта: медико-реаби­литационный и коррекционно-­педагогический.

Медико-реабилитационный аспект. Родители неговорящего ребенка должны его обследовать и лечить. Нельзя пускать все на самотек. Кроме поликлиник есть достойные медицинские центры, где занимаются нейрореабили­тацией. Но скажем откровенно: это часто очень дорого и не в шаговой доступности. Что де­лать? Не боги горшки обжига­ют! Очень многому родителей может научить учитель-логопед. Повышенный тонус при рожде­нии ребенка, амимия или вялость мышц лица подсказывают, что нужно заняться массажем лица и языка. Мы обучаем родителей основным движениям и при­емам. Логопедический массаж не случайно называется диффе­ренцированным. Он строго ин­дивидуален, поэтому чаще всего мы показываем его родителям конкретного ребенка.

Коррекционно-педагогиче­ский аспект. Мы считаем, что самое главное — установить эмоциональный, психологиче­ский контакт между ребенком и родителями, научить их ра­доваться, улыбаться, смеяться. Малыша нужно часто обнимать. Ведь именно правильный эмоци­ональный настрой — пусковой механизм, побуждающий гово­рить.

На встречах с родителями объясняем необходимость разви­тия моторики пальцев и кистей рук. Выработка разнообразных движений всегда сопровождает­ся немногословными, но четки­ми комментариями для того, что­бы малыш расширял свой лекси­ческий словарь, как глагольный, так и предметный. На занятиях мы рвем бумажки, ломаем палоч­ки, солим, пилим, падаем, «лета­ем», комкаем и т.д., топим, моем игрушки, хлопаем, стучим, «хо­дим» пальцами, бросаем, ловим, рисуем, лепим и т.д. При этом ненавязчиво повторяем ключе­вые слова. Заставляем родите­лей залезать в коробки вместе с ребенком, брызгаться, пачкаться, выдувать мыльные пузыри.

Например, мы используем на занятиях игру «Разбуди меня!» Дети обожают будить «спяще­го» родителя по их просьбе. Здесь мы стараемся закрепить слово «я» как очень нужное для построения полноценной фразы и осознания самого себя. Плюс говорим и запоминаем слово «будить»: «Я будю (бужу)... папу!»

В игре «Посоли!» подключа­ем эмоции, вкусовые анализато­ры и обоняние: «Ах! Понюхай! Ох! Можно я посолю? Вкусно? Кто солил?» — «Я солил». И т.д.

В игре «Кто сидит? Кто сто­ит?» играем с игрушками из киндер-сюрпризов и диффе­ренцируем понятия «сидеть», «стоять»: «Дай мне того, кто сидит... Кто сидит? — Лев сидит»... «Дай мне того, кто стоит. Кто стоит? — Пингвин стоит». И т.д. Важно обязательно моти­вировать ребенка на повторение, учим родителей поощрять детей мелкими призами («Мишка по­дарил тебе конфеты за то, что ты с ним разговаривал. Он так лю­бит с тобой поговорить»).

Первые шаги при работе с неговорящими детьми очень сложны и вызывают у ро­дителей массу вопросов. Наша цель как специалистов — пока­зать возможность преодоления себя, дать веру в своих детей и радость общения в игре на пути формирования связной речи.

Сведения об образовательной организации
Платформа связи
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Экстренная помощь
Телефон экстренной психологической помощи, работающей под единым общероссийским номером:
8-800-2000-122.
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 54