Особенности детско - родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка-инвалида
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
Рождение ребенка с отклонениями в развитии приносит изменения во внутрисемейные отношения, изменяются и контакты с социумом. Семья оказывается в условиях психотравматической ситуации: снижается социальная активность ее членов, возникают сложности в контакте с ребенком, проблемы его воспитания, обучения, социализации, ухода за ним. Все это нарушает и воспитательную функцию и детско-родительские отношения, и приводит к дисфункциональности семьи ребенка-инвалида.
Таким образом, трудности, с которыми сталкивается семья в случае рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей.
Роль родителей в развитии «особых» детей велика. Однако зачастую им не хватает знаний и умений, мешают ложные представления.
Максимально возможного уровня развития можно достигнуть только при соблюдении ряда условий:
►как можно более раннее начало коррекционной работы;
►благоприятная семейная обстановка;
► тесная связь специальных учреждений с семьей;
►применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих возрастному периоду и возможностям детей с аномальным развитием и целям их воспитания.
Если возникают проблемы в воспитании «особого» ребенка, причины этого — не низкий уровень его развития, а ошибочные методы общения с ним. Если родители стыдятся странностей своего ребенка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности.
Наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей, их анализ позволяют отметить особенности межличностных отношений в семье ребенка-инвалида, вызывающие нарушение нормального функционирования семьи:
- недостаточный уровень психологической грамотности и компетенции родителей в области знания закономерностей развития «особого» ребенка;
- неконструктивные виды поведения родителей во взаимоотношениях «взрослый -ребенок»;
- противоречивость по отношению к детям;
- недооценка грамотного родительского поведения для успешной социализации ребенка.
При этом более чем у трети родителей прослеживались признаки невротизации, проявления негативных эмоциональных состояний.
Следующая особенность в межличностных взаимоотношениях семьи — эмоциональное отвержение (скрытое или явное) своего ребенка.
По мере взросления ребенка родители самостоятельно не могут справиться с проблемами психического и личностного развития, особенно в подростковом возрасте. С возрастанием степени отклонения в интеллектуальном недоразвитии детей усложняется отношение родителей к детям.
Такое родительское отношение выявляет еще одну особенность межличностных взаимоотношений в семье. Наблюдается различное отношение к ребенку в зависимости от степени тяжести заболевания.
Недостаточный учет или игнорирование реальных трудностей развития ребенка с ОВЗ также ведет к нарушению взаимоотношений. Например, игнорируются трудности общения ребенка со сверстниками, трудности в обучении, самостоятельном осуществлении учебной и другой деятельности.
Ребенок с ОВЗ всегда вносит определенную степень напряженности в отношения между супругами. Это определяет необходимость психолого-педагогической коррекционной работы в таких семьях.
Прежде всего, ребенок должен быть включен в «семейный клан», т.е. иметь регулярные контакты с родственниками, проживающими в том же селе, городе. Нельзя ограничивать его общение.
Нужно организовывать домашние праздники, дни рождения; приглашать в гости родственников. Это помогает и родителям и другим членам семьи объединиться и наладить общение. К празднику можно украсить комнату поделками, которые совместно сделают родители и ребенок.
Родители должны наладить контакты ребенка с соседями по лестничной площадке, дому, во дворе. Важно показать, что нужно быть открытыми. Например, можно предложить совместную игру с детьми.
Осознав с помощью специалистов особенности своего поведения и оценив их последствия для будущего своего ребенка, родители должны работать над изменением стиля жизни, стать более открытыми, чтобы быть в состоянии налаживать контакты с другими людьми — родителями здоровых детей — потенциальными приятелями своего ребенка.
Постепенно пространство общения ребенка должно расширяться: в него необходимо включать семьи друзей и знакомых, а также посетителей детских площадок, скверов и парков, катков, ближайших киосков и магазинов, аптек, почт, библиотек, клубов, кинотеатров, театров и т.д.
Таким образом, для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, но и сохранение общения с друзьями, коллегами, с миром.
Сохраняя контакты с социальным окружением, родители способствуют как социальной адаптации своего ребенка-инвалида, так и гуманизации общества, формируя правильное отношение к «особому» ребенку, сочувствие и желание оказывать ему помощь.