Современная семья и ее роль в развитии ребенка
Главная » Статьи » Педагог - психолог |
Своеобразным и главным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. Ей принадлежит основная долговременная и важнейшая роль: доверие и страх, уверенность, и радость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности. Все эти качества ребенок приобретает в семье. По поводу воспитания детей существует множество теорий. Наверное, каждый из нас не может дать точный ответ на вопрос: «Какой стиль, какую теорию применяете в воспитании своего «чада». Чаще всего родители ведут себя так, как подсказывает интуиция, жизненный опыт и как складываются обстоятельства. Короче говоря, как получится. А как же получается?
Утверждение о том, что тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка – истина. Разделяют четыре стиля родительского поведения:
Авторитетный – родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ребенком признают право на саморазвитие. Открыты для общения и трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка. Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет.
Авторитарный – родители хорошо представляют, каким должен вырасти ребенок, прилагают к этому максимум усилий. Родитель, придерживающийся авторитарного стиля воспитания, тщательно контролирует ребенка, устанавливает жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»). В своих требованиях они очень категоричны и не уступчивы. Обычно существует и система наказаний, которые применяются даже за самый мелкий проступок. Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под контролем родителей.
Либеральный – родители высоко ценят своего ребенка, считают простительным его слабости. Слабо или совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил. Мало того, либеральные родители обычно не отказывают своему ребенку ни в чем, любые его требования тут же выполняются. Легко общаются с ним, доверяют ему, однако главное направление коммуникации — от ребенка к родителям. Однако стоит задуматься по плечу ли ребенку такая свобода.
Индифферентный – родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей никаких ограничений, правил. Практически безразличны к собственным детям, закрыты для общения. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них других забот немало. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей, в семье — сосуществование с позицией «у тебя свои дела и проблемы, у меня свои». Жизнь родителей переполнена собственными проблемами и стрессами, и у них нет ни времени, ни желания делиться и «вмешиваться» в чувства и переживания ребенка, они предпочитают комфортную отстраненность. Иногда взрослые аргументируют такой подход так: пусть ребенок растет самостоятельным и независимым. Свои проблемы ребенку приходится решать самому.
В каждом стиле родительского воспитания выделяются две важнейшие переменные – эмоциональное принятие и контроль. Сочетание этих двух переменных многое определяет в том, как строиться поведение взрослых и какие психологические качества, свойства формируются у ребенка. Эмоциональное принятие имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения до 3-х лет. Только полное эмоциональное принятие ребенка обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, подталкивает к поддерживающему поведению, формирует чувства доверия к ребенку. В результате у самого ребенка формируется чувство доверия к миру, любознательность и открытость к отношениям. Примерно с трех лет вступает в силу вторая переменная – контроль. При высокой степени контроля родители предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способы настаивать на выполнение своих требований, быть последовательным в их предъявлении, стремятся к развитию у детей способностей. Настаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности. Добиваясь послушания, используют убеждение, обосновывают свою точку и готовы обсуждать ее с ребенком. Эмоционально поддерживают детей, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований.
При низкой степени контроля родители устраняются от контроля, предоставляя детям, возможность самим формировать систему требований и правил, не считают своих детей обладателями каких-либо выраженных достоинств. Однозначно не формируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: жалобам, крику, подаркам, наказаниям. Эмоциональная поддержка зависит от послушания ребенка.
Безусловно, выбранный вид контроля влияет на личностное развитие детей и можно выделить три группы детей, обладающих различной степенью личностной зрелости:
Компетентные дети обладают устойчиво хорошим настроением, уверены в себе. Им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские отношения.
Избегающие дети – чаще всего у детей преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Испытывают трудности в установлении нее только дружеских, но и поверхностных контактов.
Незрелые дети не уверены в себе, настроение неустойчиво. Самоконтроль практически не сформирован. Своей инфантильностью они, прежде всего, обязаны личностной незрелостью своих родителей. Главной чертой поведения, которых является отсутствие способности к последовательному «контролю», при этом эмоциональная поддержка может присутствовать.
Не вызывает сомнения то, что каждый родитель хотел, чтобы его ребенок относился к группе «компетентные». Конечно, компетентные дети обладают по сравнению с прочими явными преимуществами. Поэтому значение родительского контроля тоже становится очевидным. Один из основных механизмов формирования характера – интериоризация средств и навыков контроля, используемых взрослым.
В целом зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской установки, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. В предложенной схеме (рис.1) предоставляется возможность определить наиболее точно стиль родительского поведения, роль, особенности взаимодействие с ребенком и реакции, личностные свойства, которые вы можете наблюдать, в поведении своего ребенка. Адекватной, благоприятной родительской установке соответствует авторитетный стиль воспитания.
Рис.1. «Стили родительского поведения».
В заключении, родительская позиция – важный фактор личностного развития ребенка, но не первичный. Родительская позиция, поведение формируется на основе того, какое место в жизненных ценностях занимает процесс воспитания ребенка. Наибольшие и положительные, благоприятные перспективы открываются, если воспитание собственных детей является для родителей ценностным процессом. Значительно больше подводных камней и опасностей таит в себе другой вариант, когда воспитание является «вставкой» в жизненные различные мотивы человека.
Литература:
- Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.
- Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебн. для студ. педвузов. – М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.