Стадии развития речи. От рождения до 1.5 лет
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
На что необходимо обратить внимание взрослым.
Стадия крика – от рождения до 6-8 недель.
Когда ребенок кричит - это его желание заявить о себе. Первый этап коммуникации. Многие мамы совершают ошибку, включая ребёнку телевизор, чтобы он не кричал. Тем самым, отодвигая процесс коммуникации, «гася его на корню».
Стадия гуления – от 2 до 5 месяцев. Гуление есть у всех детей, в том числе и у глухих.
В это время обязательно нужно ловить взгляд детей, когда вы взаимодействуете с ребенком. Взгляд – это второй этап коммуникации. В 4 месяца ребенок уже способен считывать артикуляцию взрослых. С 5 месяцев ребенок выполняет движение зрачками.
В этот временной промежуток появляется комплекс оживления (когда появляется взрослый в поле зрения ребенка, то он начинает хаотично выполнять движения руками и ногами, улыбается). Это третий этап коммуникации.
В 2-3 месяца должно начать проявляться сосредоточение на звуке. Проверить это легко: позвенеть погремушкой справа, потом слева. Ребенок должен повернуть голову к источнику звука.
Стадия лепета - от 6 месяцев.
Желание контакта со значимыми взрослыми. Взрослый наклоняется к ребенку – малыш начинает тянуть к нему ручки. Ещё один этап коммуникации.
Интерес к окружающему миру.
От 8 месяцев:
Связь между предметом и словом. Ребенку до 1 года не нужны картинки, ему нужны конкретные игрушки, которые он может потрогать, покрутить, сжать (сенсорно насытиться).
Малыш уже понимает вопрос где. «Дима, где папа, мячик…». Ребёнок поворачивает голову или ползёт к предмету.
Указательный жест – следующий этап коммуникации. Это проявление желания контакта.
В этот период с ребенком надо говорить медленно и отдельными словами. Не перегружать ребенка своим речевым потоком. Лишние слова – это фоновый шум. Так же постоянно включенный телевизор не способствует появлению и развитию речи вашего ребенка. Не забываем, что у детей отсроченная реакция, поэтому необходимо дать ребенку время на ответ, а не стараться сказать за него.
От 9 месяцев:
Появляется звукоподражание (имитирует звуки речи взрослых).
Откликается на своё имя. До 1 года к ребенку необходимо обращаться только по имени, чтобы он запомнил свое имя и соотнес себя с ним. Не заменять имя ласковыми словами: зайчик, котик, гномик…
Стадия первых слов - от 10 месяцев до 1.5 лет.
Если в 1 год и 3 месяца нет слов, то необходимо разбираться с нервной системой.
В этот период малыш должен соотносить предмет и слово. Называть предметы словами. Одним и тем же словом в разных ситуациях.
Понимать обобщающие слова. Например, мячик – это и его мячик, и на картинке в книге, и в магазине.
Речь для ребенка должна стать средством общения. Допускается называние разных предметов одним звуковым составом. Например, ко - это молоко и ко – это кошка.