+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Лечебная физкультура


Главная » Статьи » Инструктор по ЛФК

Подготовила материал: Солдатенкова Татьяна Сергеевна
Должность: Инструктор физической культуры

О воспитании детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основой стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия. К сожалению, на сегодняшний день около 70% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки (это пока не болезнь, а лишь нарушение развития костно - мышечного аппарата). Однако на фоне этого, как многим кажется, безобидного дефекта развиваются такие серьёзные заболевания, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз, которые уже с трудом поддаются лечению. Кроме того, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

 Формирование осанки - процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся к 20 - 25 годам. В связи с этим особое значение приобретают методы профилактики и лечения, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. Лечебная физкультура и массаж - наиболее подходящие способы воздействия на детский организм. Кроме того, они относительно просты, их в состоянии освоить любой взрослый человек даже без специального образования. ЛФК в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного профиля. И причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата, сокращение двигательной активности детей из - за того, что основное внимание, как правило, уделяется «интеллектуальным» занятиям, следствием чего является снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, не способных удерживать осанку в правильном положении.

Проведение занятий ЛФК позволяет своевременно и эффективно воздействовать на организм при формировании осанки и свода стопы. Именно своевременность использования физических упражнений с лечебной целью является значимым фактором внедрения лечебной гимнастики в практику коррекционной работы.

ЛФК даёт возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Противопоказания имеют лишь временный характер (общее недомогание, высокая температура).

1. Осанка — это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений, определяемая состоянием мышечного и скелетного равновесия, которое предохраняет опорные конструкции тела от травмы или прогрессирующей деформации, как в покое, так и во время движения.

2. Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека. Хорошая осанка — эффективный и надежный путь профилактики и лечения таких болезней цивилизации как боль в спине и остеохондроз позвоночника, а также важный фактор профессиональной карьеры и личной жизни.

3. Осанка — это язык тела, поза, которая говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, индивидуальность, внутренняя позиция, признак профессии, социального происхождения. Это его визитная карточка, позволяющая безошибочно узнать знакомого человека, не видя его лица.             

Как проверить осанку у ребёнка?

Осмотр вашего ребенка проводите в дневное время, при хорошем и равномерном освещении. Разуйте и разденьте ребенка  до трусиков, поставьте прямо, руки должны быть опущены вдоль  туловища. Сами сядьте на стул на расстоянии 2-3 м. и внимательно посмотрите на ребенка. Обратите внимание на:

  • Симметрично ли расположены уши, лопатки, талия, складки под ягодицами и сами ягодицы. Если они находятся на разной высоте, есть причина для беспокойства!
  • Попросите ребенка достать руками до пола, выгнув спину. Проверьте, нет ли вдоль поясничных позвонков валиков, не торчат ли лопатки.
  • Посмотрите на ребенка сбоку и проверьте, не сутулится ли он, попросите его наклонить голову вперед и, не поднимая головы, повернуть ее сначала в одну, затем в другую сторону. Убедитесь, что объем движений при этом одинаков и выполняются они без ограничения.

Типы осанки:

 

  а — нормальная осанка;

  б — кифотическая осанка (круглая спина, сутулая спина);

  в — плоская спина;

  г — плосковогнутая спина;

 д —кифолордотическая осанка

(кругловогнутая спина).

Итак, правильная осанка – это       красота и стройность, свидетельство хорошего здоровья и высокой активности человека.

 

  Формирование правильной осанки

       

  • Правильная осанка не бывает врожденной, она начинается формироваться с первых лет нашей жизни.
  • Наиболее ответственный период для формирования осанки от 4 до 10 лет.
  • Приучая вашего ребенка «правильно» держать свое тело, не забывайте при этом и про вашу осанку.

 

Причинами формирования неправильной осанки являются:

  • отсутствие крепкого, достаточно развитого мышечного корсажа – мышечной системы;
  • неравномерное развитие мышц спины, живота и бедер, изменение тяги, определяющей вертикальное положение позвоночника;
  • продолжительная болезнь или хронические заболевания, ослабляющие организм;
  • не соответствующая росту мебель;
  • неудобная одежда и обувь.

 

На протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушением телосложения и осанки. Главные причины: недостаточная двигательная активность, несвоевременное оказание медицинской помощи и не регулярная лечебно - профилактическая работа, нарушение режима питания и отдыха, недостаточное внимание к закаливающим и физкультурно-оздоровительным мероприятиям.

Слабость мышечного корсета, неправильные позы, которые ребёнок принимает в положении сидя, стоя, лёжа, при ходьбе, во время игры, во сне; врождённые аномалии развития рёбер, грудной клетки, позвонков, нижних конечностей, вызывают нарушение осанки, которое приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной системы,  сердечно - сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, гипотичного состояния мышц и связочного аппарата ребёнка.

К нарушению осанки могут привести и такие заболевания, как рахит, гипотрофия, избыточное отложение жира, а также неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи - солей, витаминов, микроэлементов.
Следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников: искривление позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерное отклонение позвоночника в грудном отделе (кифозы) и поясничном (лордозы); плоскостопие, врождённая косолапость; ассиметричное положение плеч и др.

Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы. Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести в возникновению функциональных нарушений. Стопа является опорой, фундаментом тела - его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение её функциональных возможностей, но, что особенно важно, влияет на положение позвоночника, что отрицательно сказывается на функции последнего и, следовательно, на осанке и общем состоянии ребёнка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьёзным препятствием к занятиям спортом.

Небольшая асимметрия тела есть у каждого, но, если нарушение осанки во фронтальной плоскости заметно выражены и тем более, если они прогрессируют, надо идти к врачу.

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение её дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально - дифференцированный подход к каждому ребёнку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребёнка и в соответствии с этим продумывать объём и интенсивность нагрузок.

Для каждого занятия выбирают 3 - 5 упражнений для выработки правильной осанки, столько же - на расслабление, растягивание и укрепление определённых мышц и т.д. - в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.

       Упражнения для выработки навыка правильной осанки

        И.п. - стоя спиной к стене.

        1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бёдер; при этом таз поворачивается вокруг тазобедренных суставов, и угол его наклона уменьшается.

        2. Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабится (вдох).

        3. Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).

        4. Положить руки на голову, потянуть вверх всё тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабится (вдох). Те же упражнения на вытяжение позвоночника можно выполнять сидя.

        5. Закрыть глаза, сделать шаг вперёд, принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

        6. Сделать два - три шага вперёд, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить себя.

        7. Сделать один - два шага вперёд, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища - «обвиснуть». Выпрямиться, проверить осанку.

        8. Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом вверх. Задержаться в этом положении на 3 - 5 секунд, вернуться в И.п.

Все эти упражнения можно усложнять - выполнять, не прислоняясь спиной к стене.

Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника - выработка навыка правильной осанки.

Источник: http://lib2.podelise.ru/docs/9/index-20807.html
Сведения об образовательной организации
Платформа связи
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Экстренная помощь
Телефон экстренной психологической помощи, работающей под единым общероссийским номером:
8-800-2000-122.
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 54