«Влияние эмоционального общения матери на развитие речи ребенка» (для родителей детей раннего возраста)
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
Речь ребенка развивается постепенно. И если малыш трех лет по каким-либо причинам отстает в речевом развитии, то невозможно наверстать упущенное за несколько занятий. Поэтому в первую очередь, обозначим те факторы, которые влияют на становление речи малыша, обогащают его словарный запас, а затем представим авторские упражнения, которые помогут Вам сориентироваться и выбрать правильное направление занятий с ребенком.
Что влияет на развитие речи ребенка
Фактор №1. Общение.
Речь появляется и развивается вследствие потребности в общении с другими людьми. Позитивное влияние на динамику развития речи оказывает общение и со взрослыми, и со сверстниками. Причем общение с детьми оказывает намного более выраженный характер – ведь в группе товарищей дети слышат больше новых слов, усваивают новые грамматические конструкции. Однако для раннего развития речи наиболее актуально общение со взрослыми, и в первую очередь, с матерью. Именно мать «в ответе» за речевое развитие малыша первых месяцев жизни. Поэтому мы можем вывести самое важное и ключевое правило для тех, кто задумывается о речевом развитии крохи: необходимо как можно больше общаться с ребенком, начиная с первых минут его жизни. И содержательное, и эмоциональное общение будут залогом не только успешного речевого развития, но и психологического благополучия ребенка. Проговаривайте все то, что видит ребенок, беседуйте с ним (как бы ожидая от него ответа, даже если он еще и очень мал), подпевайте его гулению, активно радуйтесь первым словам (мамина реакция очень важна для ребенка).
Фактор №2. Деятельность.
Основная деятельность малыша – это, конечно же, игра. Именно в игре ребенок проявляет максимально самостоятельность в освоении языка. Именно поэтому так важно вовремя обеспечивать ребенка необходимыми игрушками и книжками. Для самых маленьких наиболее актуальны книги с крупными изображениями знакомых ребенку предметов. Из игрушек малышу понадобятся куклы и зверюшки – их так легко «одухотворить» и представить, что они способны к диалогу.
Фактор №3. Среда или материальная обстановка.
Здесь речь идет вовсе не о стоимости игрушек и развивающих пособий! Е.И. Тихеева неоднократно подчеркивает, что для полноценного развития ребенка, ему необходимо взаимодействие с природой. Установлено, что дети раннего и дошкольного возраста с радостью наблюдают за растениями и животными, слушают сказки о природе, сочиняют их самостоятельно. Выходя на прогулку в разные сезоны, мы обнаруживаем, что ребенок узнает все новые и новые слова. Мы обращаем внимание малыша на снег, лед, кормушки для птиц. И яркие впечатления, которые кроха получает от общения с природой, помогают надежно закрепиться новым словам или словосочетаниям в его памяти. Поэтому так важно отправляясь на прогулки с ребенком, не забывать разговаривать и обсуждать его впечатления. Особую роль играет насыщенность яркими впечатлениями. Поэтому не ленитесь расширять привычные ребенку границы мира. Отводите все в новые и новые места. Совершайте экскурсии! Экскурсии возможны ведь не только к памятникам, но и к старым деревьям, красивым ярким клумбам, цветущим кустарникам.
Фактор №4. Речь взрослых.
Именно она выступает источником для становления речи ребенка. От того, насколько правильно разговаривает взрослый, зависит многое!
Фактор №5. Слух и способность к подражанию.
Слух – механизм, который позволяет развиться речи. А способность к подражанию необходима для того, чтобы освоить интонационную сторону языка. Дети склонны повторять все за взрослыми. Поэтому они с радостью повторяют за взрослым новое слово. Поэтому так важно обладать терпением и повторять малышу снова и снова название нового для него предмета.