+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Требования к знаниям, умениям и навыкам младших школьников


Главная » Статьи » Учитель - логопед

Подготовила материал: Бурова Снежана Антольевна
Должность: Учитель - логопед

Знания по русскому языку, которые дети получают в начальной школе,— основа дальнейшего успешного обучения в средних и старших классах. Отсутствие определенных навыков существенно затрудняет дальнейшее продвижение в овладении языком. Чтобы своевременно установить пробелы в знаниях и упущения в навыках учащихся, необходимо проводить мониторинг их речевого развития. Систематический учет знаний и умений детей позволяет своевременно выявить и устранить пробелы в усвоении программы.

В последние годы среди учащихся увеличилось количество детей с нарушениями звукопроизношения и специфически­ми нарушениями чтения (дислексия) и письма (дисграфия и дизорфография). Ребенку с дислексией и дисгафией сложно овладеть письменной речью как своеобразным средством об­щения и обобщения опыта, освоение которого сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности учащихся.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1-го класса:

  • Владение навыками письма (техника письма, соблюдение строки, каллиграфия, темп, умение проверить написанное).
  • Умение производить звуко-буквенный анализ слов, выде­лять гласные, согласные звуки, соотносить количество звуков и букв, называть мягкие и твердые звуки в слове, делить слова на слоги, выделять ударный слог.
  • Умение писать заглавную букву в начале предложения, в именах, фамилиях, кличках животных; употреблять точки в конце предложения; переносить слова по слогам, вычленять слова из предложений.
  • Умение правильно писать жи-ши, ча ща, чу-щу, находить в предложениях слова, обозначающие то, о ком или о чем го­ворится в предложении.
  • Установление характера ошибок (пропуск букв, недописывание слов, зеркальное письмо и т.д.); выявление активного словарного запаса; грамматического оформления предложе­ний (умение отвечать на вопросы, составлять предложения по опорным словам и т.д.).
  • Техника чтения (побуквенное, послоговое, беглое), соблю­дение интонации и ударения в словах; понимание общего смысла, умение выделять главное, понимание причинно- следственных зависимостей; умение отвечать на вопросы по тексту, логически передавать его содержание; использование помощи; мера помощи (интонация, наглядность, повторное чтение, наводящие вопросы и т.д.).

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 2-го класса:

  • Умения грамотно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы, производить фонетический разбор слова (выделять ударные и безударные слоги, называть глас­ные, определять глухие, звонкие, твердые, мягкие согласные, соотносить количество звуков и букв);
  • Правильно писать слова с разделительным мягким и твердым знаками; подбирать од­нокоренные слова при проверке безударных гласных и парных звонких и глухих согласных; раздельно писать предлоги со словами; составлять предложения по опорным словам;
  • Устанавливать связи по смыслу между частями текста; употреблять при записи текста красную строку; читать вслух и про себя; владеть техникой чтения, интонацией;
  • Понимать общий, иносказательный и скрытый смысл текстов, отвечать на вопросы по тексту, логически передавать его содержание.
  • Знание названий и определение частей слова, частей речи, членов предложения.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 3-го класса:

  • Умение каллиграфически правильно списывать текст; писать под диктовку текст, включающий все изученные орфограммы; проверять написанное; производить разбор слова: фонетический, по составу, как части речи; синтаксически разбирать предложение.
  • Умение подбирать однокоренные слова разных частей речи; распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы; распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; интонационно правильно произносить предложения; писать изложение по составленному плану; определять тему и основную мысль текста; делить текст на части и устанавливать связь между ними; устанавливать связь между предложениями в каждой части текста; составлять устный ответ - рассуждение.
  • Техника чтения (беглость, выразительность, ударение в словах).Понимание причинно-следственных зависимостей; умение сделать вывод в простых и сложных, иносказательных текстах. Использование помощи (повторное чтение, наводящие вопросы т.д.).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4-го класса:

  • Умение находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание; производить разбор слова: фонетический, по составу, как части речи;
  • Синтаксически разбирать предложение с однородными членами; знать изученные части речи и их признаки: определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
  • Составлять план текста; распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение и использовать их в речи; писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения; писать сочинение повествовательного характера.
  • Безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с изученными орфограммами и знаками препинания.

Мурындина Н.А. Обследование речи младших школьников с ОВЗ (Библиотека логопеда).

Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 17