+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Речевая среда в семье и её влияние на развитие речи


Главная » Статьи » Учитель - логопед

Подготовила материал: Бурова Снежана Антольевна
Должность: Учитель - логопед

Счастье — это когда тебя по­нимают. Вся наша жизнь прохо­дит в общении с людьми. Если мы умеем объясняться доходчи­во, это позволяет нам легче ре­ализовывать свои планы, быть успешными в обществе.

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Важно, чтобы он слы­шал речь правильную, отчетли­вую. Взрослые должны говорить, не искажая слов, четко произно­ся каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.). Совер­шенно неуместна подделка под детский язык, которая тормозит развитие речи. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

На развивающийся организм детей большое влияние оказы­вает не только социальная, но и правильно организованная предметно-развивающая среда. У ребенка должно быть личное пространство, в котором он мо­жет работать, сидя или лежа на коврике или за индивидуальным столом. Нужно продумать его оформление, чтобы вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Необходимо на­учить детей поддерживать по­рядок и воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам.

     Для обогащения словаря нуж­но иметь настольно-печатные игры, кроссворды, предметные и сюжетные картинки, детские энциклопедии, позволяющие ребенку расширять и уточнять картину мира. Примерные темы: «Овощи», «Фрукты», «Живот­ные», «Растения», «Времена года», «Профессии», «Инстру­менты». Также необходимы кар­тинки для подбора антонимов, синонимов, многозначных слов различных частей речи.

Для того чтобы ребенок овла­дел именно правильной речью, нужно совершенствовать его грамматический строй: учить разным формам согласования слов, построению развернутых предложений. В этом помогут дидактические игры «Один — много» (на усвоение образования множественного числа), «Назови ласково», «Чья мама?» (на обра­зование уменьшительно-ласка­тельных суффиксов), «Сосчитай- ка» (на согласование числитель­ных и существительных), «Чей хвост?» (на образование притя­жательных прилагательных).

Для того чтобы научить ре­бенка произносить все звуки, говорить выразительно, не то­ропясь, хорошо работать перед зеркалом. Такие упражнения по­зволяют осознавать собственные действия, наблюдать работу ар­тикуляционного аппарата, укре­плять мышцы языка, губ, нижней челюсти.

Игры, содержащие слова разной слоговой структуры — «Паровозик», «Три медведя» — позволят ребенку с легкостью справиться с длинными, трудно­произносимыми словами.

Звучащие предметы — коро­бочки с разными наполнителями, музыкальные инструменты — помогут в дальнейшем различать звуки речи.

Для овладения грамотным чтением и письмом необходимы игры, в которых ребенок смог бы выделять звуки речи на слух, определять их место в слове: предметные картинки для вы­страивания звуковой цепочки; кружки (красные, синие, зеле­ные) для обозначения гласных и согласных звуков, выстраивания схем слов и предложений.

С помощью сюжетных картин и серии картинок ребенок учит­ся связно излагать свои мысли. В процессе рассматривания картин дети рассказывают о предме­тах и действиях, изображенных на них, самостоятельно приду­мывают события, предшество­вавшие изображенным на карти­не и последующие, составляют творческие рассказы.

Ученые доказали, что раз­витие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой мо­торики. Для ее формирования используют различные упраж­нения: отвинчивание и завинчи­вание пробок разной конфигура­ции, штриховка контуров, рас­положенных на клетках тетради, а также пособия для обучения завязыванию и развязыванию шнурков, застежки сверху вниз, слева направо.

Для правильного произно­шения нужно хорошо развитое дыхание. Для его формирования можно порекомендовать дуть на ватные шарики, загоняя их в игрушечные ворота — пузыреч­ки с горлышками разного диаме­тра. Попробуйте вместе с ребен­ком надувать воздушные шарики, дуть на бумажные лодочки (не надувая щек). Организуйте «ка­рандашные бега» («Интересно, чей карандаш быстрее скатится со стола?»). На больших и полых ключах можно исполнять мело­дию, для того чтобы выработать направленную узкую воздушную струю, необходимую для произ­несения большинства звуков.

Со временем к чисто дыха­тельным упражнениям подклю­чите и голосовые. На длительном выдохе произносите гласные [а], [о], [у], [и]. Подобным образом тренируют свой голос певцы. Если у ребенка есть любимый исполнитель, пусть подражает ему. Затем подключите соглас­ные (те, что он хорошо произ­носит). Пусть ребенок тоже «по­тянет» их на длительном выдохе. Эта игра называется «Ниточка». Покажите рукой, как долго тя­нется звук. Учтите, что дыха­тельные упражнения для ребен­ка — огромная нагрузка. Играть нужно 2—3 мин.

Ваш доброжелательный на­строй — залог успеха. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незна­чительной, удаче.

Интересная, порождающая бо­гатые впечатления окружающая ребенка речевая среда — важное условие становления речи.

Сведения об образовательной организации
Платформа связи
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Оплата онлайн
Экстренная помощь
Телефон экстренной психологической помощи, работающей под единым общероссийским номером:
8-800-2000-122.
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 49