+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Речевая среда в семье и её влияние на развитие речи


Главная » Статьи » Учитель - логопед

Подготовила материал: Бурова Снежана Антольевна
Должность: Учитель - логопед

Счастье — это когда тебя по­нимают. Вся наша жизнь прохо­дит в общении с людьми. Если мы умеем объясняться доходчи­во, это позволяет нам легче ре­ализовывать свои планы, быть успешными в обществе.

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Важно, чтобы он слы­шал речь правильную, отчетли­вую. Взрослые должны говорить, не искажая слов, четко произно­ся каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.). Совер­шенно неуместна подделка под детский язык, которая тормозит развитие речи. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

На развивающийся организм детей большое влияние оказы­вает не только социальная, но и правильно организованная предметно-развивающая среда. У ребенка должно быть личное пространство, в котором он мо­жет работать, сидя или лежа на коврике или за индивидуальным столом. Нужно продумать его оформление, чтобы вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Необходимо на­учить детей поддерживать по­рядок и воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам.

     Для обогащения словаря нуж­но иметь настольно-печатные игры, кроссворды, предметные и сюжетные картинки, детские энциклопедии, позволяющие ребенку расширять и уточнять картину мира. Примерные темы: «Овощи», «Фрукты», «Живот­ные», «Растения», «Времена года», «Профессии», «Инстру­менты». Также необходимы кар­тинки для подбора антонимов, синонимов, многозначных слов различных частей речи.

Для того чтобы ребенок овла­дел именно правильной речью, нужно совершенствовать его грамматический строй: учить разным формам согласования слов, построению развернутых предложений. В этом помогут дидактические игры «Один — много» (на усвоение образования множественного числа), «Назови ласково», «Чья мама?» (на обра­зование уменьшительно-ласка­тельных суффиксов), «Сосчитай- ка» (на согласование числитель­ных и существительных), «Чей хвост?» (на образование притя­жательных прилагательных).

Для того чтобы научить ре­бенка произносить все звуки, говорить выразительно, не то­ропясь, хорошо работать перед зеркалом. Такие упражнения по­зволяют осознавать собственные действия, наблюдать работу ар­тикуляционного аппарата, укре­плять мышцы языка, губ, нижней челюсти.

Игры, содержащие слова разной слоговой структуры — «Паровозик», «Три медведя» — позволят ребенку с легкостью справиться с длинными, трудно­произносимыми словами.

Звучащие предметы — коро­бочки с разными наполнителями, музыкальные инструменты — помогут в дальнейшем различать звуки речи.

Для овладения грамотным чтением и письмом необходимы игры, в которых ребенок смог бы выделять звуки речи на слух, определять их место в слове: предметные картинки для вы­страивания звуковой цепочки; кружки (красные, синие, зеле­ные) для обозначения гласных и согласных звуков, выстраивания схем слов и предложений.

С помощью сюжетных картин и серии картинок ребенок учит­ся связно излагать свои мысли. В процессе рассматривания картин дети рассказывают о предме­тах и действиях, изображенных на них, самостоятельно приду­мывают события, предшество­вавшие изображенным на карти­не и последующие, составляют творческие рассказы.

Ученые доказали, что раз­витие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой мо­торики. Для ее формирования используют различные упраж­нения: отвинчивание и завинчи­вание пробок разной конфигура­ции, штриховка контуров, рас­положенных на клетках тетради, а также пособия для обучения завязыванию и развязыванию шнурков, застежки сверху вниз, слева направо.

Для правильного произно­шения нужно хорошо развитое дыхание. Для его формирования можно порекомендовать дуть на ватные шарики, загоняя их в игрушечные ворота — пузыреч­ки с горлышками разного диаме­тра. Попробуйте вместе с ребен­ком надувать воздушные шарики, дуть на бумажные лодочки (не надувая щек). Организуйте «ка­рандашные бега» («Интересно, чей карандаш быстрее скатится со стола?»). На больших и полых ключах можно исполнять мело­дию, для того чтобы выработать направленную узкую воздушную струю, необходимую для произ­несения большинства звуков.

Со временем к чисто дыха­тельным упражнениям подклю­чите и голосовые. На длительном выдохе произносите гласные [а], [о], [у], [и]. Подобным образом тренируют свой голос певцы. Если у ребенка есть любимый исполнитель, пусть подражает ему. Затем подключите соглас­ные (те, что он хорошо произ­носит). Пусть ребенок тоже «по­тянет» их на длительном выдохе. Эта игра называется «Ниточка». Покажите рукой, как долго тя­нется звук. Учтите, что дыха­тельные упражнения для ребен­ка — огромная нагрузка. Играть нужно 2—3 мин.

Ваш доброжелательный на­строй — залог успеха. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незна­чительной, удаче.

Интересная, порождающая бо­гатые впечатления окружающая ребенка речевая среда — важное условие становления речи.

Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 18