Речевая среда в семье и её влияние на развитие речи
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
Счастье — это когда тебя понимают. Вся наша жизнь проходит в общении с людьми. Если мы умеем объясняться доходчиво, это позволяет нам легче реализовывать свои планы, быть успешными в обществе.
Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Важно, чтобы он слышал речь правильную, отчетливую. Взрослые должны говорить, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.). Совершенно неуместна подделка под детский язык, которая тормозит развитие речи. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.
На развивающийся организм детей большое влияние оказывает не только социальная, но и правильно организованная предметно-развивающая среда. У ребенка должно быть личное пространство, в котором он может работать, сидя или лежа на коврике или за индивидуальным столом. Нужно продумать его оформление, чтобы вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам.
Для обогащения словаря нужно иметь настольно-печатные игры, кроссворды, предметные и сюжетные картинки, детские энциклопедии, позволяющие ребенку расширять и уточнять картину мира. Примерные темы: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Растения», «Времена года», «Профессии», «Инструменты». Также необходимы картинки для подбора антонимов, синонимов, многозначных слов различных частей речи.
Для того чтобы ребенок овладел именно правильной речью, нужно совершенствовать его грамматический строй: учить разным формам согласования слов, построению развернутых предложений. В этом помогут дидактические игры «Один — много» (на усвоение образования множественного числа), «Назови ласково», «Чья мама?» (на образование уменьшительно-ласкательных суффиксов), «Сосчитай- ка» (на согласование числительных и существительных), «Чей хвост?» (на образование притяжательных прилагательных).
Для того чтобы научить ребенка произносить все звуки, говорить выразительно, не торопясь, хорошо работать перед зеркалом. Такие упражнения позволяют осознавать собственные действия, наблюдать работу артикуляционного аппарата, укреплять мышцы языка, губ, нижней челюсти.
Игры, содержащие слова разной слоговой структуры — «Паровозик», «Три медведя» — позволят ребенку с легкостью справиться с длинными, труднопроизносимыми словами.
Звучащие предметы — коробочки с разными наполнителями, музыкальные инструменты — помогут в дальнейшем различать звуки речи.
Для овладения грамотным чтением и письмом необходимы игры, в которых ребенок смог бы выделять звуки речи на слух, определять их место в слове: предметные картинки для выстраивания звуковой цепочки; кружки (красные, синие, зеленые) для обозначения гласных и согласных звуков, выстраивания схем слов и предложений.
С помощью сюжетных картин и серии картинок ребенок учится связно излагать свои мысли. В процессе рассматривания картин дети рассказывают о предметах и действиях, изображенных на них, самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие, составляют творческие рассказы.
Ученые доказали, что развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Для ее формирования используют различные упражнения: отвинчивание и завинчивание пробок разной конфигурации, штриховка контуров, расположенных на клетках тетради, а также пособия для обучения завязыванию и развязыванию шнурков, застежки сверху вниз, слева направо.
Для правильного произношения нужно хорошо развитое дыхание. Для его формирования можно порекомендовать дуть на ватные шарики, загоняя их в игрушечные ворота — пузыречки с горлышками разного диаметра. Попробуйте вместе с ребенком надувать воздушные шарики, дуть на бумажные лодочки (не надувая щек). Организуйте «карандашные бега» («Интересно, чей карандаш быстрее скатится со стола?»). На больших и полых ключах можно исполнять мелодию, для того чтобы выработать направленную узкую воздушную струю, необходимую для произнесения большинства звуков.
Со временем к чисто дыхательным упражнениям подключите и голосовые. На длительном выдохе произносите гласные [а], [о], [у], [и]. Подобным образом тренируют свой голос певцы. Если у ребенка есть любимый исполнитель, пусть подражает ему. Затем подключите согласные (те, что он хорошо произносит). Пусть ребенок тоже «потянет» их на длительном выдохе. Эта игра называется «Ниточка». Покажите рукой, как долго тянется звук. Учтите, что дыхательные упражнения для ребенка — огромная нагрузка. Играть нужно 2—3 мин.
Ваш доброжелательный настрой — залог успеха. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.
Интересная, порождающая богатые впечатления окружающая ребенка речевая среда — важное условие становления речи.