+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Почему молчим? Начинаем говорить!


Главная » Статьи » Учитель - логопед

Подготовила материал: Бурова Снежана Антольевна
Должность: Учитель - логопед

Сегодня перед логопедами и родителями остро стоит про­блема задержки развития речи детей. Малыши не говорят в по­ложенное время. Целая армия молчунов! Вместо ожидаемой простой или усложненной фразы в 2 года мы имеем мычание, ле­пет, а в лучшем случае лепетные слова и отдельные непонятные словечки. Этим «больны» поло­вина детей 2—5 лет.

Почему это происходит?

Только человек умеет осоз­нанно говорить. Ребенок рождается с заложенной, но нереа­лизованной программой речи. Прекрасное здоровье, хорошая генетика и адекватные социаль­ные условия позволяют этой программе реализоваться. Что происходит в последнее время? Сложная экологическая ситуа­ция, низкие показатели здоровья родителей, частая социальная за­пущенность малышей приводят к общему регрессу. И это ярко отражается именно на развитии речи детей.

Мы, логопеды, «бьем в коло­кола». На вопрос, адресованный многим неврологам «Кого-ни­будь из вышестоящих инстанций волнует чудовищный рост нару­шений речи в детском возрасте?», всегда получаю один и тот же ответ: «Да что вы! Это никому не нужно!» Оказывается, никто даже не спрашивает у невролога отчета о состоянии здоровья на­шего молодого поколения.

Внимательно посмотрим на родителей неговорящих детей... Мамы и папы — «дети лихих 90-х» — зачастую сами не полу­чили в детстве достаточно ласки и внимания. Многие родители искренне считают себя образо­ванными людьми, но при этом понятия не имеют, как переда­вать опыт социализации своим детям. Например, некоторые ма­лыши, еще не умея говорить, уже знакомы с гаджетами.  Обращаем внимание на родителей. Они за­частую  вялые, уста­лые. Губы некоторых мам почти не двига­ются, голоса однотонные. Такие родите­ли не играют с детьми с момента рождения: не хотят или просто не умеют этого делать. Ребенок для некоторых — наследник или «предмет интерьера».

В частных беседах родителям рекомендуем по­сетить отоларинголога, невро­лога, психиатра. Иногда могут обнаружиться аутизм, эмоцио­нальные и неврологические рас­стройства, нарушения слуха. Мы просим принести справки или их копии.

На выступлениях встречах, беседах, консультациях, семина­рах стараемся донести до родите­лей самое главное: они обязаны заниматься со своим ребенком: играть, смеяться, улыбаться, петь песни, нянчиться и выполнять рекомендации логопеда и специ­алистов, чтобы завести механизм развития речи.

Тема работы с неговорящими детьми мало изучена и освеще­на. Она сложна прежде всего из- за множества причин отсутствия связной речи. Поэтому приори­тет будут иметь два взаимосвя­занных аспекта: медико-реаби­литационный и коррекционно-­педагогический.

Медико-реабилитационный аспект. Родители неговорящего ребенка должны его обследовать и лечить. Нельзя пускать все на самотек. Кроме поликлиник есть достойные медицинские центры, где занимаются нейрореабили­тацией. Но скажем откровенно: это часто очень дорого и не в шаговой доступности. Что де­лать? Не боги горшки обжига­ют! Очень многому родителей может научить учитель-логопед. Повышенный тонус при рожде­нии ребенка, амимия или вялость мышц лица подсказывают, что нужно заняться массажем лица и языка. Мы обучаем родителей основным движениям и при­емам. Логопедический массаж не случайно называется диффе­ренцированным. Он строго ин­дивидуален, поэтому чаще всего мы показываем его родителям конкретного ребенка.

Коррекционно-педагогиче­ский аспект. Мы считаем, что самое главное — установить эмоциональный, психологиче­ский контакт между ребенком и родителями, научить их ра­доваться, улыбаться, смеяться. Малыша нужно часто обнимать. Ведь именно правильный эмоци­ональный настрой — пусковой механизм, побуждающий гово­рить.

На встречах с родителями объясняем необходимость разви­тия моторики пальцев и кистей рук. Выработка разнообразных движений всегда сопровождает­ся немногословными, но четки­ми комментариями для того, что­бы малыш расширял свой лекси­ческий словарь, как глагольный, так и предметный. На занятиях мы рвем бумажки, ломаем палоч­ки, солим, пилим, падаем, «лета­ем», комкаем и т.д., топим, моем игрушки, хлопаем, стучим, «хо­дим» пальцами, бросаем, ловим, рисуем, лепим и т.д. При этом ненавязчиво повторяем ключе­вые слова. Заставляем родите­лей залезать в коробки вместе с ребенком, брызгаться, пачкаться, выдувать мыльные пузыри.

Например, мы используем на занятиях игру «Разбуди меня!» Дети обожают будить «спяще­го» родителя по их просьбе. Здесь мы стараемся закрепить слово «я» как очень нужное для построения полноценной фразы и осознания самого себя. Плюс говорим и запоминаем слово «будить»: «Я будю (бужу)... папу!»

В игре «Посоли!» подключа­ем эмоции, вкусовые анализато­ры и обоняние: «Ах! Понюхай! Ох! Можно я посолю? Вкусно? Кто солил?» — «Я солил». И т.д.

В игре «Кто сидит? Кто сто­ит?» играем с игрушками из киндер-сюрпризов и диффе­ренцируем понятия «сидеть», «стоять»: «Дай мне того, кто сидит... Кто сидит? — Лев сидит»... «Дай мне того, кто стоит. Кто стоит? — Пингвин стоит». И т.д. Важно обязательно моти­вировать ребенка на повторение, учим родителей поощрять детей мелкими призами («Мишка по­дарил тебе конфеты за то, что ты с ним разговаривал. Он так лю­бит с тобой поговорить»).

Первые шаги при работе с неговорящими детьми очень сложны и вызывают у ро­дителей массу вопросов. Наша цель как специалистов — пока­зать возможность преодоления себя, дать веру в своих детей и радость общения в игре на пути формирования связной речи.

Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 17