+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Современная семья и ее роль в развитии ребенка


Главная » Статьи » Педагог - психолог

Подготовила материал: Смирнова Наталья Ивановна
Должность: Педагог - психолог

Своеобразным и главным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. Ей принадлежит основная долговременная и важнейшая роль: доверие и страх, уверенность, и радость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности. Все эти качества ребенок приобретает в семье. По поводу воспитания детей существует множество теорий. Наверное, каждый из нас не может дать точный ответ на вопрос: «Какой стиль, какую теорию применяете   в воспитании своего «чада». Чаще всего родители ведут себя  так, как подсказывает интуиция, жизненный опыт и как складываются обстоятельства. Короче говоря, как получится. А как же получается?

  Утверждение  о том, что тип семейного воспитания и родительские установки  определяют особенности личности и поведения ребенка – истина. Разделяют четыре стиля родительского поведения:

Авторитетный – родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ребенком  признают право на саморазвитие. Открыты для общения и трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка. Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет.

Авторитарный – родители хорошо представляют, каким должен вырасти   ребенок, прилагают к этому максимум усилий. Родитель, придерживающийся авторитарного стиля воспитания, тщательно контролирует ребенка, устанавливает жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»). В своих требованиях они   очень категоричны и не уступчивы.  Обычно существует и система наказаний, которые применяются даже за самый мелкий проступок. Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под  контролем родителей.

Либеральный – родители высоко ценят своего ребенка, считают простительным его слабости. Слабо или совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил. Мало того, либеральные родители обычно не отказывают своему ребенку ни в чем, любые его требования тут же выполняются. Легко общаются с ним, доверяют ему, однако главное направление коммуникации — от ребенка к родителям. Однако стоит задуматься по плечу ли ребенку такая свобода.

Индифферентный – родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей никаких ограничений, правил. Практически безразличны к собственным детям, закрыты для общения. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них других забот немало. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей, в семье — сосуществование с позицией «у тебя свои дела и проблемы, у меня свои». Жизнь родителей переполнена собственными проблемами и стрессами, и у них нет ни времени, ни желания делиться и «вмешиваться» в чувства и переживания ребенка, они предпочитают комфортную отстраненность. Иногда взрослые аргументируют такой подход так: пусть ребенок растет самостоятельным и независимым. Свои проблемы ребенку приходится решать самому.

 В каждом стиле родительского воспитания выделяются две важнейшие переменные – эмоциональное принятие и контроль. Сочетание этих двух переменных  многое определяет в том, как строиться поведение взрослых и какие психологические качества, свойства формируются у ребенка. Эмоциональное принятие имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения до 3-х лет. Только полное эмоциональное принятие ребенка обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, подталкивает к поддерживающему поведению, формирует чувства доверия к ребенку. В результате у самого ребенка формируется чувство доверия к миру, любознательность и открытость к отношениям. Примерно с трех лет вступает в силу вторая переменная – контроль. При высокой степени контроля родители предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способы настаивать на выполнение своих требований, быть последовательным в их предъявлении, стремятся к развитию у детей способностей. Настаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности. Добиваясь послушания, используют убеждение, обосновывают свою точку и готовы обсуждать ее с ребенком. Эмоционально поддерживают детей, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований.

При низкой степени контроля родители устраняются от контроля, предоставляя детям, возможность самим формировать систему требований и правил, не считают своих детей обладателями каких-либо выраженных достоинств. Однозначно не формируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: жалобам, крику, подаркам, наказаниям. Эмоциональная поддержка зависит от послушания ребенка.

Безусловно, выбранный   вид контроля  влияет на личностное развитие детей и можно выделить три группы детей, обладающих различной степенью личностной зрелости:

Компетентные дети обладают устойчиво хорошим настроением, уверены в себе. Им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские отношения.

Избегающие дети – чаще всего у детей преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Испытывают трудности в установлении нее только дружеских, но и поверхностных контактов.

Незрелые дети  не уверены в себе, настроение неустойчиво. Самоконтроль практически не сформирован. Своей инфантильностью они, прежде всего, обязаны личностной незрелостью своих родителей. Главной чертой поведения, которых является отсутствие способности к последовательному «контролю», при этом эмоциональная поддержка может присутствовать.

Не вызывает сомнения то, что каждый родитель хотел, чтобы его ребенок относился к группе «компетентные». Конечно, компетентные дети обладают по сравнению с прочими явными преимуществами. Поэтому значение родительского контроля тоже становится очевидным. Один из основных механизмов формирования характера – интериоризация средств и навыков контроля, используемых взрослым.

В целом зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской установки, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. В предложенной схеме (рис.1) предоставляется возможность определить наиболее точно стиль родительского поведения, роль, особенности взаимодействие с ребенком и реакции, личностные свойства, которые вы можете наблюдать, в поведении своего ребенка. Адекватной, благоприятной родительской установке соответствует авторитетный стиль воспитания.

Рис.1. «Стили родительского поведения».

В заключении, родительская позиция – важный фактор личностного развития ребенка, но не первичный. Родительская позиция, поведение формируется на основе того, какое место в  жизненных ценностях занимает процесс воспитания ребенка. Наибольшие и положительные, благоприятные перспективы открываются, если воспитание собственных детей является для родителей ценностным процессом. Значительно больше подводных камней и опасностей таит в себе другой вариант, когда воспитание является «вставкой» в жизненные различные мотивы человека.

 

Литература:

  1. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.
  2. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  3. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебн. для студ. педвузов. – М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
Источник: http://cvr-perspectiva.ru/?p=3094
Сведения об образовательной организации
Платформа связи
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Оплата онлайн
Экстренная помощь
Телефон экстренной психологической помощи, работающей под единым общероссийским номером:
8-800-2000-122.
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 49