+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Как и зачем развивать зрительно-моторную координацию у дошкольника


Главная » Статьи » Педагог - психолог

Подготовила материал: Нитяговская Оксана Евгеньевна
Должность: директор, педагог - психолог

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, пальцев, зрительно-моторных координаций  (согласованного взаимодействия руки, и зрения при выполнении графических заданий, например, при копировании), а также тренировка пространственного восприятия фигур, графических элементов на плоскости (листе). Учеными доказано, что  развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если у ребенка не развиты навыки тонкой моторики, необходимо выяснить причины. Они могут быть очень различными. Одной из них может являться неспособность ребенка увидеть, воспринять образец, что связано с определенными дефектами восприятия (пониженное зрение, не различение деталей предмета, неспособность выделить его части из целого и т.д.).

Что делать в этом случае? Для начала можно попросить ребенка подробно описать то, что он видит, т.е. образец, и проанализировать с ним детали изображения. Особое внимание уделить ошибкам, допущенным при описании. И лишь убедившись в том, что ребенок сумел правильно воспринять образец, приступить к графическому воспроизведению.

Возможны и другие причины, когда у ребенка не сформированы собственно графические навыки: он видит образец во всех деталях, но из-за неразвитой моторики не в состоянии воспроизвести его. Это легко преодолеть, если моторный навык будет вырабатываться совместно со взрослым в процессе работы по принципу «рука в руке» (взрослый берет руку ребенка с карандашом в свою руку и вместе с ним воспроизводит образец). Особое внимание необходимо уделить тому, чтобы ребенок не только отрабатывал моторный навык, но и постоянно соотносил полученное изображение с образцом.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнением, играм, различным заданиям на развитие зрительно-моторной координации, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Работа по развитию зрительно-моторных координаций, как и любая работа по подготовке к школе, должна быть целенаправленной, систематической (лучше ежедневной по 10-15 минут). При выполнении любых графических заданий (раскрашивании, штриховке, копировании) необходимо следить за правильным положением ручки(карандаша), тетради, посадкой. Соблюдение правильной позы при письме и правильное держание ручки – необходимое условие успешного формирования навыка письма.

При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий. Продолжительность работы 3-5 минут. Затем отдых, переключение и, если ребенок хочет, – еще 3-5 минут работы. Не переходить к следующим заданием, если не освоено предыдущее.

Упражнения для развития тонкой моторики руки

и зрительно-двигательных координаций.

 

1.  Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).

2.  Обведение по качеству геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки(по внешнему контуру) или его суждением (обводка по внутреннему контуру).

3.  Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).

4.  Раскрашивание и штриховка.

5.  Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.)

6.  Конструирование и работа с мозаикой.

7.  Выкладывание фигур из спичек (палочек).

8.  Выполнение фигурок из пальцев рук.

9.  Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).

10. Пальчиковая гимнастика.

11. Обведение рисунков по контуру и соединение по точкам.

12. Продолжение рисунков (по клеточкам).

13. Дорисовывание картинок (недостающие детали, вторая половинка картинки).

14. Графические диктанты.

Литература:

Безруких М.М. “Как подготовить ребенка к школе” М. 1993 г.

Гаврина С.Е. “Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать”, Ярославль, 1998 г.

Дубровина И.В. “Психокоррекционная и развивающая работа с детьми” Москва, 2001 г.

Дубровина И.В. “Руководство практического психолога” Москва, 1997 г.

Сведения об образовательной организации
Платформа связи
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Оплата онлайн
Экстренная помощь
Телефон экстренной психологической помощи, работающей под единым общероссийским номером:
8-800-2000-122.
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 49