+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Как и зачем развивать зрительно-моторную координацию у дошкольника


Главная » Статьи » Педагог - психолог

Подготовила материал: Нитяговская Оксана Евгеньевна
Должность: директор, педагог - психолог

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, пальцев, зрительно-моторных координаций  (согласованного взаимодействия руки, и зрения при выполнении графических заданий, например, при копировании), а также тренировка пространственного восприятия фигур, графических элементов на плоскости (листе). Учеными доказано, что  развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если у ребенка не развиты навыки тонкой моторики, необходимо выяснить причины. Они могут быть очень различными. Одной из них может являться неспособность ребенка увидеть, воспринять образец, что связано с определенными дефектами восприятия (пониженное зрение, не различение деталей предмета, неспособность выделить его части из целого и т.д.).

Что делать в этом случае? Для начала можно попросить ребенка подробно описать то, что он видит, т.е. образец, и проанализировать с ним детали изображения. Особое внимание уделить ошибкам, допущенным при описании. И лишь убедившись в том, что ребенок сумел правильно воспринять образец, приступить к графическому воспроизведению.

Возможны и другие причины, когда у ребенка не сформированы собственно графические навыки: он видит образец во всех деталях, но из-за неразвитой моторики не в состоянии воспроизвести его. Это легко преодолеть, если моторный навык будет вырабатываться совместно со взрослым в процессе работы по принципу «рука в руке» (взрослый берет руку ребенка с карандашом в свою руку и вместе с ним воспроизводит образец). Особое внимание необходимо уделить тому, чтобы ребенок не только отрабатывал моторный навык, но и постоянно соотносил полученное изображение с образцом.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнением, играм, различным заданиям на развитие зрительно-моторной координации, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Работа по развитию зрительно-моторных координаций, как и любая работа по подготовке к школе, должна быть целенаправленной, систематической (лучше ежедневной по 10-15 минут). При выполнении любых графических заданий (раскрашивании, штриховке, копировании) необходимо следить за правильным положением ручки(карандаша), тетради, посадкой. Соблюдение правильной позы при письме и правильное держание ручки – необходимое условие успешного формирования навыка письма.

При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий. Продолжительность работы 3-5 минут. Затем отдых, переключение и, если ребенок хочет, – еще 3-5 минут работы. Не переходить к следующим заданием, если не освоено предыдущее.

Упражнения для развития тонкой моторики руки

и зрительно-двигательных координаций.

 

1.  Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).

2.  Обведение по качеству геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки(по внешнему контуру) или его суждением (обводка по внутреннему контуру).

3.  Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).

4.  Раскрашивание и штриховка.

5.  Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.)

6.  Конструирование и работа с мозаикой.

7.  Выкладывание фигур из спичек (палочек).

8.  Выполнение фигурок из пальцев рук.

9.  Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).

10. Пальчиковая гимнастика.

11. Обведение рисунков по контуру и соединение по точкам.

12. Продолжение рисунков (по клеточкам).

13. Дорисовывание картинок (недостающие детали, вторая половинка картинки).

14. Графические диктанты.

Литература:

Безруких М.М. “Как подготовить ребенка к школе” М. 1993 г.

Гаврина С.Е. “Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать”, Ярославль, 1998 г.

Дубровина И.В. “Психокоррекционная и развивающая работа с детьми” Москва, 2001 г.

Дубровина И.В. “Руководство практического психолога” Москва, 1997 г.

Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 13