+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

«Звуковое несовершенство» детской речи


Главная » Статьи » Учитель - логопед

Подготовила материал: Бурова Снежана Антольевна
Должность: Учитель - логопед

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Многие родители, не желая ждать, спешат обратиться к логопеду, чтобы тот, вызвал звуки, к которым ребенок не готов еще физиологически. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.

Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи.

Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.

Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:

  • согласные звуки произносятся смягченно:

«зюби» (зубы), «сюдё» (чудо). Значительно реже, но все-таки наблюдаются обратные явления — замена мягких фонем твердыми: «дада» (дядя), «мыська» (мишка), «Луда» (Лдба);

  • не произносит шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящими с, з:
    «суба» (шуба), «зук» (жук), «девоська» (девочка), «сёки» (щёки);
  • не произносят звук р, р':
    «ома» (Рома) или заменяют его другими звуками — л, л', в, й:

«балан» (баран), «лека» (река), «кавандаш» (карандаш), «йадио» (радио);

  • звук л чаще всего смягчается:
  • «люза» (лужа), «толь» (стол). Нередко л заменяется й, в:

«казёй» (козёл), «йоп» (лоб), «водка» (лодка)

  • звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д:

«дуси» (гуси), «бабуста» (бабушка), «таса» (каша).

Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, «тол» (стол), «леп» (хлеб), «ципёнок» (цыплёнок), «мачик» (мальчик), «плесин» (апельсин), «мнемножко» (немножко), «бриг» (гриб).

Ребёнок четвертого года жизни правильно произносит всю группу свистящих звуков в открытых слогах (сова, лиса, зима, цыплёнок), но в тоже время может опускать их в сочетании с другими согласными звуками: «нег» (снег), «вонок» (звонок). Иногда он опускает другой согласный звук: «гомик» (гномик).

Некоторые дети не различают звуки с и ц и заменяют последний на «с»: «сыплёнок» (цыплёнок), «сыйк» (цирк).

Сонорные звуки р, р', л, ребёнок может заменять звуком л', реже й: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «упай» (упал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трёхсложных словах.

В некоторых словах, особенно труднопроизносимых, ребёнок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово одеколон как «коколён», ножницы как «нозицы», магазин как «гамазин».

Однако все эти несовершенства возрастные и в процессе общего и речевого развития постепенно исчезают к 5, 6 годам.

Если в 6 лет остаются нарушения звукопроизношения, то это серьёзный повод обратиться к специалисту за помощью!

Источник: https://megalektsii.ru/s153619t5.html
Сведения об образовательной организации
Платформа связи
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Экстренная помощь
Телефон экстренной психологической помощи, работающей под единым общероссийским номером:
8-800-2000-122.
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 54