«Звуковое несовершенство» детской речи
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Многие родители, не желая ждать, спешат обратиться к логопеду, чтобы тот, вызвал звуки, к которым ребенок не готов еще физиологически. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.
Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи.
Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.
Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:
- согласные звуки произносятся смягченно:
«зюби» (зубы), «сюдё» (чудо). Значительно реже, но все-таки наблюдаются обратные явления — замена мягких фонем твердыми: «дада» (дядя), «мыська» (мишка), «Луда» (Лдба);
- не произносит шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящими с, з:
«суба» (шуба), «зук» (жук), «девоська» (девочка), «сёки» (щёки); - не произносят звук р, р':
«ома» (Рома) или заменяют его другими звуками — л, л', в, й:
«балан» (баран), «лека» (река), «кавандаш» (карандаш), «йадио» (радио);
- звук л чаще всего смягчается:
- «люза» (лужа), «толь» (стол). Нередко л заменяется й, в:
«казёй» (козёл), «йоп» (лоб), «водка» (лодка)
- звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д:
«дуси» (гуси), «бабуста» (бабушка), «таса» (каша).
Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, «тол» (стол), «леп» (хлеб), «ципёнок» (цыплёнок), «мачик» (мальчик), «плесин» (апельсин), «мнемножко» (немножко), «бриг» (гриб).
Ребёнок четвертого года жизни правильно произносит всю группу свистящих звуков в открытых слогах (сова, лиса, зима, цыплёнок), но в тоже время может опускать их в сочетании с другими согласными звуками: «нег» (снег), «вонок» (звонок). Иногда он опускает другой согласный звук: «гомик» (гномик).
Некоторые дети не различают звуки с и ц и заменяют последний на «с»: «сыплёнок» (цыплёнок), «сыйк» (цирк).
Сонорные звуки р, р', л, ребёнок может заменять звуком л', реже й: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «упай» (упал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трёхсложных словах.
В некоторых словах, особенно труднопроизносимых, ребёнок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово одеколон как «коколён», ножницы как «нозицы», магазин как «гамазин».
Однако все эти несовершенства возрастные и в процессе общего и речевого развития постепенно исчезают к 5, 6 годам.
Если в 6 лет остаются нарушения звукопроизношения, то это серьёзный повод обратиться к специалисту за помощью!