В чем заключается работа учителя-логопеда?
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
Вопреки распространенному мнению, логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс.
В задачи логопеда входит:
1. Расширение и обогащение словарного запаса детей;
2. Исправление грамматических ошибок;
3. Развитие связной речи;
4. Развитие фонематического слуха;
5. Обучение звуковому анализу и синтезу;
6. Коррекция специфических ошибок на письме и при чтении.
Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (дислалия). Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка.
При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более), но и слоговая структура слов: «петерь» - теперь, «масалет» - самолет, «агат» - виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками.
Коррекция таких нарушений речи возможна только при комплексном медико-педагогическом воздействии и может занять до 2-3 лет и более.
Родители часто спрашивают, сможет ли ребенок исправить все имеющиеся нарушения.
Результат коррекционной работы зависит от многих факторов:
▪ степени выраженности нарушений;
▪ наличия сопутствующих заболеваний;
▪ своевременности оказания помощи;
▪ регулярности занятий;
▪ комплексности воздействия;
▪ заинтересованности самого ребенка и родителей в исправлении нарушений.
Во многих случаях процесс коррекции занимает не один год и требует большого терпения от всех участников процесса. Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но, в не меньшей степени, они нуждаются в адекватной помощи родителей. При отсутствии достаточно эффективной и ранней диагностики развития ребенка, именно родители должны, заподозрив отставание или нарушение развития ребенка, обратиться за помощью к специалистам и сами активно включится в работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет подхода к ребенку и никто так не заинтересован в конечном результате.