Типичные трудности в обучении
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
Рассмотрим, с чем могут столкнуться ученики и родители, отправляющие детей в школу. Типичные трудности и возможные причины:
► Самостоятельно не может собрать портфель:
1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
2. Низкий уровень развития произвольности и концентрации, устойчивости внимания.
►Постоянно опаздывает:
1. Несформированность приемов самоконтроля.
2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания; развития произвольности.
3. Возможные трудности в семье.
► Не ориентируется в классе:
1. Слабое развитие ориентировки в пространстве.
2. Низкий уровень развития образного мышления, восприятия, произвольности, самоконтроля, долговременной памяти.
3. Адаптационный стресс (связанный с большим количеством ярких событий).
► Во время урока постоянно выходит из класса:
1. Отсутствует учебная мотивация.
2. Несформированность отношения к себе как к школьнику.
3. Заниженная самооценка.
4. Внутреннее стрессовое состояние.
5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР.
► Не может усидеть на одном месте:
1. Низкий уровень развития произвольности.
2. Индивидуально – типологические особенности личности.
3. Волевая сфера развита недостаточно.
► Занимается не учебной деятельностью:
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику.
2. Мотивация учения – игровая.
3. Индивидуально – типологические особенности личности.
4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания; развития произвольности.
5. Несформированность приемов учебной деятельности.
►«Считает ворон»:
1. Развитие произвольности на низком уровне.
2. Низкий уровень объема внимания.
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
4. Мотивация учения – игровая.
► Необходимо несколько раз повторять задание:
1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, развития произвольности
2. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого.
3. Несформированность предпосылок учебной деятельности.
► Постоянно переспрашивает преподавателя:
1. Низкий уровень объема внимания, развития переключения внимания.
2. Слабая концентрация и устойчивость внимания.
3. Низкий уровень развития кратковременной памяти и произвольности.
4. Несформированность умения принять учебную задачу.
► Не понимает объяснение с первого раза:
1. Несформированность приемов учебной деятельности.
2. Низкая концентрация внимания.
3. Низкий уровень развития восприятия, произвольности, интеллекта.
► Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями:
1. Возможные трудности в семье.
2. Перенесение функции матери на учителя.
3. Особенности развития «Я – концепции».
► Боится отвечать:
1. Заниженная самооценка.
2. Возможные трудности в семье.
3. Внутреннее стрессовое состояние.
4. Индивидуально – типологические особенности личности.
► Поднимает руку, а когда спросят – молчит:
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику.
2. Заниженная самооценка.
3. Низкий уровень развития произвольности.
► Не умеет работать самостоятельно:
1. Несформированность приемов учебной деятельности.
2. Низкий уровень развития произвольности.
► Не может определить, где и как писать:
1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве.
2. Низкий уровень развития произвольности.
3. Недостаточно развита мелкая моторика.
► Небрежные записи в тетрадях:
1. Недостаточно развита тонкая моторика пальцев рук.
2. Несформированность приемов учебной деятельности.
3. Низкий объем внимания и развитие произвольности.
► Списывает с доски с ошибками:
1. Несформированность предпосылок учебной деятельности.
2. Низкий уровень развития произвольности, переключения внимания.
3. Недостаточный объем внимания.
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти.
► Пропуск букв в письменных работах:
1. Неразвитый фонематический слух.
2. Низкий уровень концентрации внимания.
3. Несформированность приемов самоконтроля.
4. Индивидуально – типологические особенности личности.
► Не применяет правила на практике:
1. Низкий уровень развития произвольности.
2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу).
3. Низкий уровень объема и распределения внимания.
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти.
5. Неразвитый фонематический слух.
► Отличается выполнение классной и домашней работ:
1. Низкая скорость протекания психических процессов.
2. Несформированность приемов учебной деятельности.
3. Низкий уровень развития произвольности.
► Нет письменной работы в классе:
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику.
2. Мотивация учения – игровая.
3. Низкий уровень развития произвольности.
4. Несформированность приемов учебной деятельности.
► Не умеет пересказывать:
1. Не умеет планировать свои действия.
2. Логическое запоминание и образное мышление недостаточно развито.
3. Низкий уровень речевого развития.
4. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации).
5. Заниженная самооценка.
Подведём итог! Трудности в обучении связаны с:
▪ Индивидуально-типологическими особенностями личности;
▪ Низким уровнем развития психических процессов;
▪ Несформированностью учебной мотивации;
▪ Неразвитый фонематический слух;
▪ Внутреннее стрессовое состояние.