Тайный язык близнецов или особенности развития речи двойняшек
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
Редкий прохожий не оглянется вслед паре очаровательных двойняшек. Редкая мама не мечтает получить такой подарок судьбы. И редко кто задумывается, с какими проблемами приходится сталкиваться тем родителям, которые получили такую возможность - растить близнецов. Сообщение о том, что родится не один ребенок, а двое, нередко повергает родителей в шок. Как растить двух таких похожих и таких разных малышей? Как вырастить две личности, да так, чтобы они
Проблема №1 Задержка речевого развития.
В большинстве случаев развитие речи у близнецов и двойняшек осуществляется с некоторыми задержками по сравнению с теми же процессами среди одиночно рожденных детей. Конечно, рождение близнецов не означает, что сложности с вербальной коммуникацией у них неизбежны. Но родителям двойняшек следует быть готовыми к тому, что их дети находятся в «зоне риска», поэтому к становлению речи близнецов нужно относиться более внимательно.
Официально утвержденных норм развития речи ни у одиночно рожденных детей, ни у двойняшек не существует. Однако многочисленные исследования показали, что в отличие от детей, родившихся поодиночке, большой процент близнецовых пар свои первые слова произносят только примерно к полутора годам. При этом они понимают обращенную к ним речь, знают названия некоторых предметов и могут узнавать их на изображениях.
К двум годам среднестатистические близнецы могут конструировать предложения, состоящие из двух-трех слов, среди которых все чаще проскальзывают прилагательные и глаголы. Общий словарный запас расширяется примерно до пятидесяти слов, в речи начинают активно использоваться местоимения.
Ближе к трем годам двойняшки осваивают более сложные конструкции фраз, начинают применять в разговоре множественное число, понимают, о чем рассказывается в коротких сказках и детских рассказах.
Проблема №2 Криптофазия.
Еще одной особенностью «тайного языка» близнецов является подражание и перенимание друг у друга новеньких словечек, конечно же, в искаженном виде. В одних парах подражание распространяется всего лишь на несколько слов, а в других охватывает весь словарь, включая грамматические и синтаксические формы. При этом родители и ближайшее окружение понимают, о чем говорят малыши, и даже принимают активное участие в коммуникативном процессе. Но не стоит забывать, что слишком затянувшийся по времени период общения в искаженной форме — как друг с другом, так и с ближайшим окружением, — является одной из причин задержек развития речи у близнецов, что чревато осложнениями в процессе социализации ребятишек.
При наличии такой удивительной возможности общения, овладение навыками нормальной речи затягивается порой до школьного возраста. Но как ни очаровательна эта способность двойняшек, политика невмешательства тут неуместна. Многие мамы и папы благоговеют перед этим загадочным явлением и даже начинают сами использовать некоторые элементы близнецового языка, не понимая, что тем самым тормозят развитие детей. Кроме того, в случае замкнутости на взаимном общении, у близнецов возникает нарушение индивидуализации: они путают понятия "я" и "мы", им сложно ответить как кого зовут, потому что они ощущают себя единым целым.
Проблема №3 Дефекты речи у близнецов.
Корни этой проблемы зачастую кроются в дефиците общения и в необходимости делить на двоих все впечатления и переживания. Представьте ситуацию: папа приходит с работы, и двойняшки, встречая его наперебой торопятся рассказать о событиях дня, стараясь перекричать друг друга, не завершая начатых фраз, проглатывая окончания. Такая торопливая речь не оставляет малышам возможности проследить за правильностью произносимого. Потому то дети из близнецовых пар частенько грешат тем, что путают местами буквы и слоги( "моколё" - вместо "молоко", " гобули" - вместо "голуби", "восили" вместо "волосы" и т.д.),"проглатывают" части слов, и это может привести их к заиканию.
Начинать решение этой проблемы необходимо с установления норм общения в семье:
▪ учите малышей не перебивать;
▪ не привлекать криком внимание к себе;
▪ слушать брата или сестру, пока она говорит;
▪ только потом поправлять и добавлять.
Исправляйте ошибки в речи близнецов, стимулируйте к правильному произношению. Следите за тем, чтобы ваша неспешная, чёткая речь была эталоном для подражания. И, опять же, побольше общайтесь с каждым из двойняшек индивидуально.
Не следует ждать, что установленные правила будут выполняться неукоснительно — детям нужно будет время, чтобы привыкнуть к ним. Поэтому при очередной попытке ребят высказаться наперебой, родители должны навести порядок в общении: «Подожди минуточку. Сейчас мы выслушаем твоего брата/сестру, а потом послушаем тебя. Не перебивай, пожалуйста. Это некрасиво».
Проблема №4 Разные темпы развития речи в близнецовой паре.
Чаще всего это наблюдается у разнополых близнецов: Один (чаще девочка) начинает говорить быстрее и чище, а второй как бы прячется за её спиной, предоставляя ей отвечать на поставленные обоим вопросы и рассказывать о совместных свершениях. Таким образом "разговорчивый" близнец начинает доминировать в речевой сфере и это неблагоприятно сказывается на развитии второго. Трудность может заключаться и в том, что хуже развитый малыш начинает копировать брата или сестру, повторяя его ошибки и дублируя несовершенства речи близнеца.
Выход из этой ситуации в интенсивном индивидуальном общении с неразговорчивым малышом. Как правило, более разговорчивый близнец пользуется большей популярностью у родни. Это надо пресекать. Избегайте так же ярлыков, типа " болтун", "молчун". Ровное отношение к обоим малышам, и персональное общение с каждым из них обязательно решит проблему.
Кроме этого, необходимо как можно больше и чаще общаться с каждым ребенком в индивидуальном порядке, поправляя ошибки в произношении, акцентируя внимание на правильном варианте.
При общении с двойняшками важно использовать любую возможность для индивидуального общения. Для этого нужно задавать каждому из них как можно больше вопросов и добиваться ответа от одного и другого ребенка по отдельности.
Совместные чтения
Чтение книг — прекрасный практикум не только для речевого, но и общего развития детей. Чтение вслух — это не только возможность совместного времяпрепровождения, но и процесс обучения детей: во время слушания у них тренируется память, внимание, воображение, увеличивается запас слов, приобретаются теоретические знания и навыки общения.
Пересказ прочитанных книжек, придумывание своих сказок и историй как самостоятельно, так и в паре с близнецом, позволит малышам не только расширить словарный запас, но и развить фантазию, а также поможет им научиться разговаривать от своего имени и «за себя».
Общение за пределами семьи
Возможность общаться с другими детьми, а не только друг с другом, — важный этап в развитии близнецов. В процессе общения со своими сверстниками (на деткой площадке, во дворе, с соседями по даче, в детском саду и т. д.) малыши приобретают коммуникативные навыки, учатся обходиться друг без друга, а также получают возможность развиваться в индивидуальном порядке и темпе.
Один из способов научить малышей-близнецов обходиться друг без друга — это отправить их в разные группы детского сада. К преимуществам такого решения относятся:
- возможность малышей развиваться по индивидуальной программе, в соответствии со своими способностями и потребностями;
- получение разного опыта, которым они делятся друг с другом;
- проявление застенчивым «молчуном» большей самостоятельности;
- появление у каждого ребенка собственных друзей.
Когда идти к логопеду
Как правило, к первому классу разница в развитии речи у близнецов и одиночно рожденных детей почти сводится к нулю. Однако если к шести-семи годам у двойняшек (или кого-то одного из них) все еще наблюдаются речевые дефекты, рекомендуется проконсультироваться с логопедом — возможно, детям может понадобиться специализированная помощь.
Но и консультация в более раннем возрасте тоже не окажется лишней — своевременная диагностика проблемы в возрасте четырех-пяти лет и вовремя принятые коррекционные мероприятия могут значительно ускорить не только процесс становления речи у ребенка, но и его адаптацию в социальной среде.