Системное недоразвитие речи у дошкольника
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
Любое отклонение, возникающее в процессе развития ребенка, вызывают у родителей тревогу. Когда нарушаются функции речи, ребенок не имеет возможности нормально общаться не только с посторонними, но и с членами собственной семьи. В тяжелых случаях речь может идти о таком тяжелом нарушении, как системное недоразвитие речи.
Характеристика
Системное недоразвитие речи (СНР) – комплексное расстройство развития аппарата речи у ребенка, характеризующееся несформированностью процесса говорения и восприятия речевых сообщений.
Нарушены следующие языковые элементы:
- Лексика
Ребенок не владеет словарным запасом в том объеме, который он должен освоить в своем возрасте;
- Фонетика
Отдельные буквы, звуки, либо группы произносятся неправильно;
- Грамматика
Присутствуют нарушения при выборе падежных окончаний, при составлении слов, предложений и пр.
Такую группу отклонений составляют нарушения, которые квалифицируются в существующих классификациях как моторная алалия или общее недоразвитие речи.
Термин системное недоразвитие речи (СНР) введен Р.Е. Левиной, используется при диагностике речевой деятельности детей с умственной отсталостью. Детям с органическим поражением мозга, для которых характерны вторичные нарушения речи, логопеды ставят диагноз СНР на фоне органического поражения мозга. Детям с сохранным интеллектом и слухом ставится диагноз ОНР – общее недоразвитие речи.
Окончательный диагноз может быть поставлен только после того, как с ребенком проведут беседы сразу три специалиста: невролог, психолог и логопед. Кроме того, такой диагноз не ставят детям, не достигшим возраста пяти лет.
Причины
Выделить конкретную причину речевых расстройств системного характера непросто, часто значение имеет не один, а совокупность факторов.
Перечислим основные:
- Травмы головы, полученные во время родов или в первые годы жизни ребенка.
- Тяжелое течение беременности. К этой группе причин относят: серьезные инфекционные болезни в период вынашивания малыша, употребление алкоголя или курение, тяжелые хронические инфекции и прочее.
- Гипоксия плода.
- Неблагоприятная ситуация в семье: грубое и невнимательным отношением к ребенку, частые ссорами между родственниками, слишком строгие методы воспитания, либо прочим.
- Заболевания ребенка также могут привести к СНР. К таким болезням относят астению, ДЦП, синдром Дауна, рахит, серьезные патологии ЦНС.
- В редких случаях системное недоразвитие речи легкой степени возникает, как реакция на перенесенную вирусную или бактериальную инфекцию.
Признаки
Как понять, что ребенок отстает и заподозрить, что имеет место задержка психического, речевого или интеллектуального развития до того, как чаду исполнится пять лет?
- Первые тревожные звоночки могут наблюдаться еще на первом году жизни. Что должно насторожить: в ответ на слова и звуки, произносимые взрослыми, кроха не пытается воспроизвести что-то свое.
- В возрасте от года до полутора лет ребенок учится имитировать звуки, произносимые близкими, а также показывать на предметы по просьбе мамы. Если этого не происходит, необходимо задуматься.
- Следующий рубеж – 2 года. Здесь ребенок должен уметь говорить слова или словосочетания по собственному желанию, то есть, спонтанно.
- В три года взрослые должны понимать примерно две трети того, что говорит чадо,
- В четыре года – смысл абсолютно всех слов. Если этого не происходит, необходимо получить консультацию специалиста.
- В пять лет, когда речь уже идет о таком диагнозе, как СНР, признаки могут быть такие: речь остается невнятной, ее трудно понять; между импрессивной и экспрессивной речью нет согласованности – ребенок все понимает, но высказаться сам не может.
Классификация
- Легкая - Слабый для конкретного возраста словарный запас; нарушения в произношении некоторых звуков; дисграфия; неточности в употреблении предлогов, косвенных падежей множественных чисел и других сложных моментов; плохое понимание причинно-следственных связей.
- Средняя - Сложность при восприятии длинных предложений, слов в переносном значении и пр.; трудности с построением смысловой линии при пересказе; ребенок не умеет согласовывать род, падеж, число, либо делает это с ошибками; фонематический слух недоразвит; слабая активная речь; координация движений языка при артикуляции нарушена; словарный запас бедный.
- Тяжелая - Восприятие речи нарушено сильно; связная речь отсутствует; нарушения мелкой моторики; читать и писать ребенок не может, либо делает это с трудом; словарный запас включает несколько десятков слов; сила голоса снижена, интонация монотонная; словообразование отсутствует; ребенок не способен вести диалог, поскольку с трудом понимает даже простые вопросы.
Важно знать: ставить диагноз, а также выявлять, какой степени расстройства наблюдаются у ребенка, должен только специалист, а не мама или другие родственники.