+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Системное недоразвитие речи у дошкольника


Главная » Статьи » Учитель - логопед

Подготовила материал: Конева Ольга Александровна
Должность: Учитель - логопед

Любое отклонение, возникающее в процессе развития ребенка, вызывают у родителей тревогу. Когда нарушаются функции речи, ребенок не имеет возможности нормально общаться не только с посторонними, но и с членами собственной семьи. В тяжелых случаях речь может идти о таком тяжелом нарушении, как системное недоразвитие речи.

Характеристика
Системное недоразвитие речи (СНР) – комплексное расстройство развития аппарата речи у ребенка, характеризующееся несформированностью процесса говорения и восприятия речевых сообщений.

Нарушены следующие языковые элементы:

- Лексика
Ребенок не владеет словарным запасом в том объеме, который он должен освоить в своем возрасте;

- Фонетика
Отдельные буквы, звуки, либо группы произносятся неправильно;

- Грамматика
Присутствуют нарушения при выборе падежных окончаний, при составлении слов, предложений и пр.

Такую группу отклонений составляют нарушения, которые квалифицируются в существующих классификациях как моторная алалия или общее недоразвитие речи.


Термин системное недоразвитие речи (СНР) введен Р.Е. Левиной, используется при диагностике речевой деятельности детей с умственной отсталостью. Детям с органическим поражением мозга, для которых характерны вторичные нарушения речи, логопеды ставят диагноз СНР на фоне органического поражения мозга. Детям с сохранным интеллектом и слухом ставится диагноз ОНР – общее недоразвитие речи.

Окончательный диагноз может быть поставлен только после того, как с ребенком проведут беседы сразу три специалиста: невролог, психолог и логопед. Кроме того, такой диагноз не ставят детям, не достигшим возраста пяти лет.

Причины
Выделить конкретную причину речевых расстройств системного характера непросто, часто значение имеет не один, а совокупность факторов.
Перечислим основные:
- Травмы головы, полученные во время родов или в первые годы жизни ребенка.
- Тяжелое течение беременности. К этой группе причин относят: серьезные инфекционные болезни в период вынашивания малыша, употребление алкоголя или курение, тяжелые хронические инфекции и прочее.
- Гипоксия плода.
- Неблагоприятная ситуация в семье: грубое и невнимательным отношением к ребенку, частые ссорами между родственниками, слишком строгие методы воспитания, либо прочим.
- Заболевания ребенка также могут привести к СНР. К таким болезням относят астению, ДЦП, синдром Дауна, рахит, серьезные патологии ЦНС.
- В редких случаях системное недоразвитие речи легкой степени возникает, как реакция на перенесенную вирусную или бактериальную инфекцию.

Признаки
Как понять, что ребенок отстает и заподозрить, что имеет место задержка психического, речевого или интеллектуального развития до того, как чаду исполнится пять лет?

- Первые тревожные звоночки могут наблюдаться еще на первом году жизни. Что должно насторожить: в ответ на слова и звуки, произносимые взрослыми, кроха не пытается воспроизвести что-то свое.
- В возрасте от года до полутора лет ребенок учится имитировать звуки, произносимые близкими, а также показывать на предметы по просьбе мамы. Если этого не происходит, необходимо задуматься.
- Следующий рубеж – 2 года. Здесь ребенок должен уметь говорить слова или словосочетания по собственному желанию, то есть, спонтанно.
- В три года взрослые должны понимать примерно две трети того, что говорит чадо,
- В четыре года – смысл абсолютно всех слов. Если этого не происходит, необходимо получить консультацию специалиста.
- В пять лет, когда речь уже идет о таком диагнозе, как СНР, признаки могут быть такие: речь остается невнятной, ее трудно понять; между импрессивной и экспрессивной речью нет согласованности – ребенок все понимает, но высказаться сам не может.

Классификация

- Легкая - Слабый для конкретного возраста словарный запас; нарушения в произношении некоторых звуков; дисграфия; неточности в употреблении предлогов, косвенных падежей множественных чисел и других сложных моментов; плохое понимание причинно-следственных связей.
- Средняя - Сложность при восприятии длинных предложений, слов в переносном значении и пр.; трудности с построением смысловой линии при пересказе; ребенок не умеет согласовывать род, падеж, число, либо делает это с ошибками; фонематический слух недоразвит; слабая активная речь; координация движений языка при артикуляции нарушена; словарный запас бедный.
- Тяжелая - Восприятие речи нарушено сильно; связная речь отсутствует; нарушения мелкой моторики; читать и писать ребенок не может, либо делает это с трудом; словарный запас включает несколько десятков слов; сила голоса снижена, интонация монотонная; словообразование отсутствует; ребенок не способен вести диалог, поскольку с трудом понимает даже простые вопросы.

Важно знать: ставить диагноз, а также выявлять, какой степени расстройства наблюдаются у ребенка, должен только специалист, а не мама или другие родственники.

Источник: https://vseorechi.ru/narushenie-rechi/sistemnoe-nedorazvitie-rechi.html
Сведения об образовательной организации
Платформа связи
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Оплата онлайн
Экстренная помощь
Телефон экстренной психологической помощи, работающей под единым общероссийским номером:
8-800-2000-122.
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 49