Роль чистоговорок в логопедической практике
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
С каждым годом с одной стороны уменьшается процент детей дошкольного возраста, которые не нуждаются в дополнительных занятиях с учителем-логопедом, с другой – увеличивается процент сложных, сочетанных нарушений.
Критерии длительности коррекционной работы, которые были актуальны несколько десятилетий, сейчас не подходят. Учителя-логопеды в своей работе используют и традиционные, и инновационные методы работы.
На этапе автоматизации звука в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи не обойтись без чистоговорок.
Чистоговорка - это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков и для их автоматизации. Они способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы, а также психические процессы (внимание, память, восприятие).
Чем отличается чистоговорка от скороговорки? Скороговорка – произнесение текста в быстром темпе. Чистоговорка – на первом месте, правильно проговорить все звуки, скорость роли не играет.
Чистоговорки способствуют:
- совершенствованию звукопроизношения;
- совершенствованию мелкой моторики;
- совершенствованию слоговой структуры слова;
- совершенствованию речевого дыхания;
- развитию темпа речи;
- развитию силы голоса;
- формированию чувства ритма;
Игры с чистоговорками.
1. Игра «Доскажи словечко»
Педагог произносит «Ры-ры-ры, в лесу летают ...» (ребенок отвечает «комары»).
Сначала ребёнок проговаривает первые слоги чистоговорки, затем - всю чистоговорку.
2. Игра «Громко, тихо, шёпотом».
Произнести чистоговорку громко, тихо, шёпотом: прореветь чистоговорку, как медведь; пропищать чистоговорку, как мышонок и т.п.
3. Игра «Медленно-быстро».
Произнести чистоговорку медленно-быстро
4. Игра «Какой, какая, какое?»
Вопрос: «Шо-шо-шо, кому хорошо?»
Ответ: «Шо-шо-шо, Мише хорошо?»
5. Игра «Один-много» по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис).
6. Игра «1-2-5» (аш-аш-аш-один шалаш, ша-ша-ша-два шалаша, шей-шей-шей-пять шалашей).
7. Игра «Скажи наоборот» (сы-сы-белые полосы, сы-сы – чёрные полосы)
8. Игра «Чего не стало? (зы-зы-зы нет розы, рю-рю-рю конфеты подарю)
9. Игра «Скажи ласково» ( лу-лу- паук в углу, лу-лу- паучок в углу)
Как правило, каждый такой текст нацелен на отработку определенных групп звуков.
Чистоговорки можно сотнями придумывать самим и включать в разные игры с ребёнком.