+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Роль чистоговорок в логопедической практике


Главная » Статьи » Учитель - логопед

Подготовила материал: Бурова Снежана Антольевна
Должность: Учитель - логопед

С каждым годом с одной стороны уменьшается процент детей дошкольного возраста, которые не нуждаются в дополнительных занятиях с учителем-логопедом, с другой – увеличивается процент сложных, сочетанных нарушений.

Критерии длительности коррекционной работы, которые были актуальны несколько десятилетий, сейчас не подходят. Учителя-логопеды в своей работе используют и традиционные, и инновационные методы работы.

На этапе автоматизации звука в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи не обойтись без чистоговорок.

Чистоговорка - это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков и для их автоматизации. Они способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы, а также психические процессы (внимание, память, восприятие).

Чем отличается чистоговорка от скороговорки? Скороговорка – произнесение текста в быстром темпе. Чистоговорка – на первом месте, правильно проговорить все звуки, скорость роли не играет.

Чистоговорки способствуют:

- совершенствованию звукопроизношения;

- совершенствованию мелкой моторики;

- совершенствованию слоговой структуры слова;

- совершенствованию речевого дыхания;

- развитию темпа речи;

- развитию силы голоса;

- формированию чувства ритма;

 

Игры с чистоговорками.

1. Игра «Доскажи словечко»

Педагог произносит «Ры-ры-ры, в лесу летают ...» (ребенок отвечает «комары»).

Сначала ребёнок проговаривает первые слоги чистоговорки, затем - всю чистоговорку.

2. Игра «Громко, тихо, шёпотом».

Произнести чистоговорку громко, тихо, шёпотом: прореветь чистоговорку, как медведь; пропищать чистоговорку, как мышонок и т.п.

3. Игра «Медленно-быстро».

Произнести чистоговорку медленно-быстро

4. Игра «Какой, какая, какое?»

Вопрос: «Шо-шо-шо, кому хорошо?»

Ответ: «Шо-шо-шо, Мише хорошо?»

5. Игра «Один-много» по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис).

6. Игра «1-2-5» (аш-аш-аш-один шалаш, ша-ша-ша-два шалаша, шей-шей-шей-пять шалашей).

7. Игра «Скажи наоборот» (сы-сы-белые полосы, сы-сы – чёрные полосы)

8. Игра «Чего не стало? (зы-зы-зы нет розы, рю-рю-рю конфеты подарю)

9. Игра «Скажи ласково» ( лу-лу- паук в углу, лу-лу- паучок в углу)

 

Как правило, каждый такой текст нацелен на отработку определенных групп звуков.

Чистоговорки можно сотнями придумывать самим и включать в разные игры с ребёнком.

Сведения об образовательной организации
Платформа связи
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Экстренная помощь
Телефон экстренной психологической помощи, работающей под единым общероссийским номером:
8-800-2000-122.
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 54