Ребенок путает буквы: повод насторожиться?
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
Что это вообще такое — дисграфия — с медицинской точки зрения?
Коротко говоря, это частичное нарушение процессов письма, обусловленных несформированностью зон головного мозга, отвечающих за речь, чтение, письмо.
Как часто эта проблема встречается?
У каждого второго ребёнка, но в разной степени. У кого-то это единичные ошибки (постоянно меняет «б» на «д»), а кто-то вообще не может написать слово.
Какие основные симптомы дисграфии, что должно насторожить маму?
Прежде всего это повторяющиеся ошибки. У школьников — замены, пропуски букв, перестановка букв, добавление лишних букв или их элементов. Первые признаки дисграфии заметны еще у дошкольников — такие детки испытывают сложность в овладении алфавитом, плохо воспринимают печатные и письменные буквы…
Дисграфия и дислексия — в чем разница?
При дисграфии нарушено письма, при дислексии — чтения. Часто эти диагнозы идут вместе, поскольку в целом нарушен звукобуквенный анализ, за это отвечают одни и те же зоны мозга.
В каком возрасте ребёнку могут поставить этот диагноз?
Не раньше 7-8 лет, когда ребенок овладеет техникой письма. Но лучше сразу в первом классе, если есть симптомы, сводить к логопеду на диагностику.
Связана ли дисграфия с плохим почерком?
Да, связана. Почерк обычно неразборчивый, буквы прыгают: одна больше, другая меньше. Строчки не соблюдаются.
Дисграфия вообще не лечится медикаментозно, только педагогическими методами.
Может ли ребёнок «перерасти» проблему самостоятельно и к какому возрасту?
Нет, не может! Если не исправлять это нарушение, оно может перерасти в дизорфографию: ему будет сложно читать, понимать прочитанное. Необходимо понимать, что это нарушение не исправляется без коррекции логопеда.
Куда обращаться для лечения дисграфии: к логопеду или психологу?
К логопеду. Но если есть сопутствующие диагнозы: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР), дизартрия, — нужна также работа невролога.
Сколько нужно заниматься для преодоления дисграфии?
С логопедом надо заниматься 2–3 раза в неделю не меньше года. Первые результаты, в зависимости от тяжести диагноза и квалификации специалиста, появятся через в среднем через 3 месяца. Обычно с логопедом занимаются всю начальную школу, чтобы не было проблем. Диагноз пожизненный: к сожалению, совсем без ошибок человек с дисграфией не будет писать никогда. Но всё можно скорректировать.
Мешает ли дисграфия обучению в школе?
В идеале таким детям нужен коррекционный, логопедический класс. Но в целом занятий с логопедом достаточно, чтобы ребёнок учился с обычными детьми. Учителей надо обязательно ставить в известность, как и о других логопедических и неврологических диагнозах. Оценивать таких детей очень сложно, потому что глаза на ошибки закрывать не будешь, приходится ставить оценки хуже. Если школьник из-за низких оценок закрывается в себе, переживает, нужна работа психолога и поддержка родителей — объяснить, что при желании эти ошибки исправляются.