Развиваем с первых дней!
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
Когда в семье появляется ребёнок, то родителям необходимо заботиться не только о пропитании и одежде для него, но и уже с первых месяцев заниматься развитием своего малыша. Заботиться о своевременном развитии речи, внимания, памяти, мышления.
Ребенок нуждается в аудитории!
С малышом необходимо разговаривать, озвучивать все свои действия. Нежными прикосновениями, взглядом подталкивайте ребёнка на общение. Когда появится гуление (первый этап речевого развития), покажите ребёнку, что Вам интересно узнать «информацию», которую он высказывает. Как это сделать? Зрительный контакт, поглаживание, ответные реплики.
Первые слова появляются в 8—9 мес. Если после 1 года и 2 мес. — 1 года 3 мес. ребенок не произносит ни одного слова, необходимо получить консультацию специалистов! Количество слов к концу второго года жизни составляет от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3—4 раза, появляются предложения, состоящие из 3 и более слов. Ребенок может рассказать небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. К 4 годам он должен правильно произносить большинство звуков речи.
Творческое развитие ребенка
Формирование внимания, памяти, воображения, фантазии, мышления, усидчивости, развитие мелкой моторики пальцев рук способствуют развитию речи. Чтобы привить интерес к виду деятельности, необходимо совместно выполнять эту деятельность, обсуждать результат работы и восхищаться им.
- Лепка
Купив малышу пластилин или глину, дайте ему потрогать их на ощупь, помять и даже что-то слепить, начните с колбаски, блинчика, колобка. Постелено расширяя кругозор ребенка, усложняйте лепку.
- Рисование
Приобретите краски, кисти, альбом. Сначала сами нарисуйте, затем предложите сделать это малышу. С каждым нанесением краски на лист бумаги хвалите его, учите различать цвета, ассоциируйте их с определенными предметами (например, небо — синее, трава — зеленая, солнце — желтое).
- Конструирование
Из нескольких кубиков постройте мост, или гараж для машины, или домик для куклы, тем самым заинтересовав ребенка. Главное — вызвать интерес! После нескольких совместных построек, предоставить ребёнку возможность самостоятельно что-нибудь построить.
- Работа с разноцветной пирамидкой
Играя в пирамидку, ребенок развивает мелкую моторику, усидчивость, память, мышление, фантазию, координацию, усваивает понятие больше — меньше, учится различать и узнавать цвета.
Упражнения и игры
Сначала это простые упражнения — из одного элемента, потом более сложные.
Покажите упражнения и объясните, как их делать, потом выполните их вместе с ребенком, называя действия. Затем предложите ребенку выполнить задание самостоятельно, без вашего участия.
Начните с простых инструкций:
- пройди прямо от стола к двери;
- обойди вокруг стула к столу;
- встань на скамейку, лестницу.
Понаблюдайте, насколько правильно ребенок выполняет простые инструкции: шаг на месте, носочках, пяточках. Примерные задания:
- пройди по комнате (по кругу), а я буду хлопать в ладоши — помогать тебе (ребенок должен шагать в заданном ритме);
- выполняй команды:
- руки вперед, в стороны, вверх, вниз;
- левую руку влево, правую руку вправо;
- левую руку на бок, правую — на голову;
- правую руку вперед, левую — приставить.
Нарисовав или приклеив на листе бумаги в хаотичном порядке разноцветные однородные предметы (геометрические фигуры, цветочки, игрушки), ребенок касается по очереди каждым пальцем по нарисованным картинкам и называет их цвет.
Скоординированную работу руки и глаз, можно отрабатывать на дорожках. Сначала вести пальцем по дорожке, а затем самостоятельно её рисовать. Более сложный вариант – это работа с лабиринтом.
Народные потешки, замечательные стихи А. Барто и 3. Алексадровой — огромный вспомогательный материал для развития речи, мимики, координации малышей.
Когда дети только начинают говорить, их речь никогда не бывает чистой - это объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба. Кроме того, они еще не могут воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи.
Уважаемые родители, проявляйте внимание к своим детям, старайтесь выслушивать их, отвечать на задаваемые ими вопросы, а не уходить от ответа, иначе малыш замкнется, и вам трудно будет вывести его из этого состояния.
Список использованной литературы:
Журнал «Логопед» №10 2011 год Александрова О.А. Развитие речи детей: что необходимо знать родителям.