Развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей необходимо развивать артикуляционный аппарат.
Артикуляционная гимнастика-основа формирования звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии патогенеза. Она представляет совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией.
Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое небо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Но если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения.
Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный язык), то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи.
Поэтому задачами логопеда являются:
1) развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т. д.);
2) развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);
3) развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:
- Проводить нужно сидя перед зеркалом, в игровой форме, лучше по 3-4 раза в день продолжительностью 3-5 минут. За один раз рекомендуется выполнять 2-3 упражнения, каждое по 5-7 раз.
- При выполнении упражнений необходимо соблюдать последовательность – от простых упражнений к более сложным.
- На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе , перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 - 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.
- Выполняется данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение занятия (если оно проводится специалистом) или в течение дня.
- Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
- После освоения ребенком начального комплекса гимнастики рекомендуется постепенно добавлять упражнения с учетом индивидуальных дефектов произношения.
Список использованной литературы:
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
- Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80 с, ил.