Практикум по развитию дыхания
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
Положите руку на живот. При вдохе выпятите живот вперед, при выдохе втяните его в себя. Это и есть правильное диафрагмально-реберное дыхание. Так мы должны дышать всегда.
Для контроля за правильностью речевого дыхания необходимо иметь здоровое физиологическое дыхание. Выполним несколько упражнений для его укрепления.
Формирование плавного выдоха необходимо для произнесения звуков [ф]. [в], [с], [з], [ш], [ж], [щ], [й]
Упражнение «Вдох — выдох»
Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох. Плавно выдохнуть через другую ноздрю. Попеременно закрывать и открыть ноздри.
Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, плавно выдохнуть через нос с голосом: м-м-м.
Вдохнуть широко открытым ртом, плавно выдохнуть носом (рот не закрывать).
Важно также формировать толчкообразного выдох. Он необходим для произнесения звуков [п], [б], [т], [д], [к], [г]. Нужно вдохнуть широко открытым ртом, толчкообразно выдохнуть носом (рот не закрывать).
Следующее упражнение направлено на формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи. Оно необходимо для произнесения звуков [ц], [ч] и групп согласных звуков разного способа образования ([тс], [пл], [вр], [тр], [др] и т.д.).
Нужно вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох: ф-ф-ф!
Следующее упражнение — «Пальчиковая зарядка» — способствует формированию речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слогов. Оно также автоматизирует звуки в слогах и развивает мелкую моторику.
Приведу пример.
Руки сжаты в кулаки. На каждую строчку дети распрямляют по очереди пальцы сначала одной, потом другой руки.
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Используя этот прием, можно читать и другие, хорошо знакомые детям стихотворения, например, А. Барто «Кораблик», «Грузовик», «Барабан».