Игры для развития выразительности речи
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
1.«Животные и их детёныши» — выработка и дифференциация громкого и тихого голоса. Примером может служить игра «Корова и телёнок».
2.«Ворона и сороки» — тренировка высокого и низкого голоса, замедленного и более быстрого темпа речи (карр-карр, тр-тр-тр).
3.«Эхо» — выработка силы голоса, темпа, речевого дыхания. Одни дети громко и длительно произносят звуки: ууу — гудок паровоза, ааа — крик ребёнка; слоги: ГА-ГА-ГА, КО-КО-КО; слова: ауу, имена людей, клички животных. Другие дети повторяют то же затихающим голосом, в том же темпе, но менее длительно.
4.«Чей домик?» — отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в домике живёт?» Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»
5.«Поезд» — отработка ритма в речи и в движениях: тук-тук-тук, туту-ту, у-у-у.
Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут,
А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук.
6.«Угадай, кто пришёл» — выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи.
Ребёнок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шёл я, устал, хочу мёду» (медведь — «толстым» голосом).
7.«Оркестр» — отработка голоса и ритма. Трубачи: ру-ру-ру — грубый голос; скрипачи: ри-ри-ри — более тонкий голос; ударники: ра-ра-ра — отрывистый ритм.
8.«Котёнок» (и другие детёныши). Котёнок ищет свою маму, но не знает, как позвать её: щенок советует полаять, телёнок — помычать, но котёнок так не умеет. Наконец он находит свою маму.
Подобные игры хорошо совмещаются с закреплением поставленных звуков в речи. Так, отрабатывая Г, можно предложить игру «Жеребёнок, который все время произносит и-го-го!, пока ищет свою маму». Количество действующих лиц в подобных играх не ограничено.
Если после таких занятий и игр ребёнок при чтении стихотворения будет изменять силу и высоту голоса, темп речи, выделять наиболее важные по смыслу слова, делать остановки в конце каждой строки, и всё это с открытой артикуляцией, а не сквозь зубы, т. е. с чётким произношением и артикулированием гласных звуков, тогда можно сказать, что его воспитатели полностью владеют средствами выразительности речи и смогли этому научить ребёнка.