Воспитание без насилия
Главная » Статьи » Социальный педагог |
Статистика показывает, что 85 % родителей, имеющих детей до 12 лет, используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают эффективным такой метод воспитания эффективным, а 65 % предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как. Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей.
Когда родители используют физические наказания для «воспитания», они полагают, что самый короткий путь к уму ребенка ведет «через ягодицы», а не через глаза и уши.
Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Когда родители их не видят, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют.
Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие чувства:
- Возмущение, обиду: «Это несправедливо. Я не заслужили такого отношения».
- Месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними сквитаюсь».
- Протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему». и Изворотливость: «В следующий раз я постараюсь не попасться».
- Снижение самооценки: «Я плохой, я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие».
- Непонимание: «А что я сделал такого, за что меня наказывают?»
Уважаемые родители, если Вы не понимаете причин неправильного поведения ребенка, обратитесь за разъяснениями к специалистам.
Подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Это происходит как эмоциональная разрядка на предмете раздражения. Но многие раздают шлепки и подзатыльники, не задумываясь, по привычке. Что же к этому приводит? Схема поведения, следующая: ситуация-мысли-чувства-действия.
1. Ситуация. Причины
Поведение ребенка, которое может привести к физическому наказанию:
- не слушается, дерется, ведет себя вызывающе;
- обманывает;
- ворует;
- не выполняет домашних обязанностей;
- ломает игрушки, портит вещи;
- капризничает во время еды, при отходе ко сну;
- надоедает, пристает, требует;
- делает все медленно;
- плохо учится;
- ноет, хнычет.
2. Мысли
Они возникают у родителей в связи с ситуацией. Родители уверены, что они всегда знают, как ребенок должен себя вести в данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка», с которым они сравнивают своего реального. Они не учитывают, что ребенок может быть счастливым только будучи сам собой, а я таким, каким они себе его воображаю Неправильные представления о том, каким должен быть ребенок, завышенные требования к нему очень часто ведут неправильным реакциям на поведению своего, а не идеального ребенка.
3. Чувства
Отрицательные чувства родителей раздражение, гнев, ярость, - если с ними не справиться, приводят к действиям (физическому наказанию).
4. Действия
Физические наказания, которые, по мнению родителей, станут для него заслуженными и заставят изменить поведение.
Эту цепь родители могут прервать на любом этапе.
Воспользуйтесь при воспитании вашего ребенка следующими советами:
1. На уровне ситуации
Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести ceбя неправильно.
Пример: ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.
Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделить ребенку хотя бы 15 минут, поиграйте с ним, поговорите. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои высокие чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте его по руке).
2. На уровне мыслей и образов
• Не предъявляйте ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.
Пример: отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы «научить ее не выбегать на шумную улицу».
Предложение: присматривайте за малышкой в опасных ситуациях, пока она не достигнет возраста шести-семи лет; тогда она сама сможет оценить степень опасности.
• И дети, и взрослые лгут, чувствуя себя загнанными в угол, чтобы избежать наказания или из страха, что их отвергнут.
Пример: ребенок обманывает.
Предложение: родители должны понять, что ребенок не родился лгуном и у него должны быть причины для обмана.
3. На уровне чувств
Если поведение ребенка все-таки вызвало у вас раздражение, гнев, то ваши отрицательные эмоции не обязательно должны выражаться в физическом наказании.
Пример: «Меня ужасно раздражает, когда мой сын поет».
Предложение: используйте те приемы самоуспокоения, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц.
4. На уровне действий
Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только
на физическое наказание.
Пример: ребенок толкается и возится до тех пор, пока его не отшлепают. Тогда он успокаивается.
Предложение: кроме физического наказания существую други меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще не испробовали.
ВНИМАНИЕ!
Перед тем, как взяться за ремень, не действуйте сгоряча, подумайте:
• отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется?
• не требуете ли вы от него слишком многого?
• может быть, поступок ребенка, за который его наказывают, — это сигнал тревоги, говорящий, что он попал в трудную ситуацию?
• можете ли вы помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая
к физическому наказанию?