Воровство в дошкольном возрасте
Главная » Статьи » Социальный педагог |
Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп:
Желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой). Причина такого поведения кроется в особенностях сознания дошкольника: для него понятия "мое", "твое", "собственность", "чужое" абстрактны и малодоступны. Именно такие понятия постигаются ребенком через общение со взрослыми, через приобретение опыта в повседневной жизни. Именно взрослый раскрывает их смысл и содержание.
Желание сделать приятный подарок кому-то из близких. Эта группа мотивов также связана с отсутствием понимания отрицательной оценки краж у дошкольников. Ребенок стремится тем или иным образом сделать любимым людям приятное.
Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи или желание отомстить кому-либо. Эти группы мотивов характерны для детей старшего дошкольного возраста. В 6-7 лет детям уже небезразлично их место в группе сверстников, и они способны целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого доступные способы. Это же касается и желания отомстить кому-нибудь, что может проявляться как во вредительстве (т. е. украсть у того, кто обидел), так и в желании доставить неприятности близким.
Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей. "Зачем было забирать что-то, если заранее знаешь, что тебя поймают?" - удивляются они. Но они забывают, что дети-дошкольники обладают такими психологическими особенностями, как импульсивность, подверженность сиюминутным порывам, неумение предвосхищать последствия собственных действий, осознание своего существования "здесь-и-сейчас", непонимание временных перспектив. Тем не менее, важно помнить, что такое явление, как воровство, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные. Воровство детей - последствия неправильного воспитания. В любом случае появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о нехватке ребенку ласки и внимания со стороны родителей.
Что можно порекомендовать родителям?
Прежде всего, четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка (подчеркнем, действиям, а не личности) с конкретным запретом на воровство. Здесь же необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Также необходимо поставить ребенка на позицию этого человека, спросить, что бы чувствовал сам ребенок. Ребенок должен четко усвоить, что воровство в любом проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми. Если обобщить, то формула "воровать нельзя, воровство — это плохо" должна быть хорошо понята и принята ребенком. Но перед началом беседы родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову ребенка свои отрицательные эмоции.