Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка
Главная » Статьи » Учитель - логопед |
Речь - это способ общения. Речь маленького ребенка будет развиваться в двух случаях:
1. Есть необходимость говорить;
2. Есть человек, который внимательно слушает.
Если выполнять желания ребенка по указательным жестам, звукоподражаниям; если ребенка не слушать – речь становится ненужной, и ее развитие останавливается. Главным слушателем ребенка в первые годы жизни, является мать.
Существует несколько стилей общения матери и ребенка:
1-ый стиль.
Мать с желанием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор. В таких парах часто идет разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает ее ответную реакцию. Такой ребенок, как правило, может поддерживать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно назвать «Оптимальным».
При таком общении у детей:
- сильные нарушения речи - 13%,
- слабые нарушения речи – 39%,
- норма речевого развития – 48%.
2-ой стиль.
Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча, не редко, думает в это время о своих проблемах. Эмоции ребенка кажутся матери неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь!» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает повышать тон рассказа, сопровождая его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только усиливает негативную реакцию матери, у которой появляется непринятие ребенка, а сам ребенок становится гиперактивным.
Этот стиль общения назван «Мать молчит, ребенок говорит»
При таком общении у детей:
- сильные нарушения речи - 17%,
- слабые нарушения речи – 53%,
- норма речевого развития – 30%.
3-ий стиль.
Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытаются вступать в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило смотрит в одну сторону, а ребенок – в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица.
Этот стиль общения называется «Оба молчат».
При таком общении у детей:
- сильные нарушения речи - 30%,
- слабые нарушения речи – 43%,
- норма речевого развития – 27%.
4-ый стиль.
Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает иногда бьет.
Этот стиль назван «Мать агрессивна»
При таком общении у детей:
- сильные нарушения речи - 27%,
- слабые нарушения речи – 40%,
- норма речевого развития – 33%.
Логопед – это «удочка с рыболовными снастями», а родители – «рыболовы». Какой бы хорошей «удочка» не была, но если она стоит в нише (задания и рекомендации логопеда не выполняются), улова не будет! Какой будет «улов» – результат коррекционной работы, зависит от родителей!