+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Развитие речи у ребёнка в 3 года.


Главная » Статьи » Учитель - логопед

Подготовила материал: Конева Ольга Александровна
Должность: Учитель - логопед

К 3 годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило ребенок еще не выговapивает звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи предлагаем ряд упражнений. 

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха. 

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру «Надуй самый большой пузырь» или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой. 

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками. 

Упражнение: Опиши картинку 
Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка — серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления. 

ЧИСТОГОВОРКИ 

• Звуки М, П, Б 

1. Ом-ом-ом-ом — мы построим новый дом. 
2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп. 
3. Бы-бы-бы-бы — в лесу растут грибы. 
4. Мама Милу в ванне мыла. 
5. Петя пилил пилой пень. 
6. Любят бананы все обезьяны. 

• Звуки Т, Д, Н 

1. Та-та-та, та-та-та — хвост пушистый у кота. 
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду. 
3. Но-но-но, но-но-но — в нашей комнате темно. 
4. Собака Том сторожит дом. 
5. Дарья дарит Дине дыни. 
6. Няня нянчит Надю с Ниной. 

• Звуки Г, Й, К, Х 

1. Ко-ко-ко — кошка любит молоко. 
2. Га-га-га — у козы рога. 
3. Ха-ха-ха — не поймать нам петуха. 
4. На горе гогочут гуси. 
5. Хомячку на ухо села муха. 
6. Ой-ой-ой — зайке холодно зимой. 

• Звуки Ф, В 

1. Аф-аф-аф — мы постовим в угол шкаф. 
2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову. 
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли. 
4. Наш Филат не бывает виноват. 

• Звук С 

1. У Сони сани с горки едут сами. 
2. Сеня в лесу встретил лису. 
3. У нас газ погас. 
4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу. 
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня. 

• Звук З 

1. Зу-зу-зу — зайку моем мы в тазу. 
2. У Зины козлик в корзине. 
3. Лиза купила Зине корзину в магазине. 
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина. 
5. У Зины звонок звенит звонко. 
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине. 

• Звук Ц 

1. Цы-цы-цы — есть хотят птенцы. 
2. Из колодца вода льется. 
3. Не велика птица синица, да умница. 
4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу. 
5. Цыпленок пьет из блюдца воду. 
6. Слава поставил цветы на подоконник. 
7. Цы-цы-цы — мы помыли огурцы. 
8. Нет конца у моего кольца. 

• Звук Ш 

1. Нашей Маше дали мало каши. 

• Звук Ж 

1. Жа-жа-жа — убежали два ежа. 
2. Жу-жу-жу — ежу кофточку вяжу. 
3. Хорош пирожок, внутри творожок. 

• Звук Ч 

1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача. 
2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу. 
3. Шубка овечки греет лучше печки. 
4. У четырех черепах по четыре черепашонка. 

• Звук Щ 

1. Ща-ща-ща — Коля ходит без плаща. 
2. Щи-щи-щи — ищем мы щавель на щи. 
3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи. 

• Звук Л 

1. Лу-лу-лу — наточил Толя пилу 
2. Ли-ли-ли — суп соленый, не соли! 
3. Дед Данила делил дыню. 
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала. 

• Звук Р 

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке. 
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка. 
3. У меня на кармашке маки и ромашки. 

УПРАЖНЕНИЯ НА СМЕШАННЫЕ ЗВУКИ 

Стоит воз овса, возле воза овца. 
Собака сидит на цепи. 
Заглянет солнце и к нам в оконце. 
На крыше у Шура жил журавль. 
Кошка спит, а мышку видит. 
Ежик лежит под ёлкой. 
Лёжа хлеба не добудешь. 
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки. 
Мальчик чистит лошадку щеткой. 
Щенок играет с мячом. 
Са-ша-ша — Соня моет малыша. 
Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш. 
Шесть мышат в шалаше шуршат. 
Саша любит сушки, а Соня ватрушки. 
Вымыли мышки миски для мишки. 
Ча-ца-ца — стоит мальчик у крыльца. 
Ца-ча-ча — растет птенчик у грача. 
У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята. 
Девочка пьет чай из чашки. 
Ща-са-са — под кустом сидит лиса. 
У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь. 
Щи да каша — пищи наша. Всякой вещи свое место. 
Рыбу ловит рыболов. 
Весь в реку ушел улов. 
Вкусная халва, мастеру хвала. 
Римма и Тима шли мимо тира. 
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа: 
«Да-да-да — в огороде лебеда», 
«Ду-ду-ду — растут яблоки в саду», 
«Ша-ша-ша — принесли домой ерша» 
«Ту-ту-ту — молока дадим коту» 
«Жа-жа-жа — есть иголки у ежа» 
«Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи» 
«Жу-жу-жу — я на солнышке лежу»... и так далее. 

СКОРОГОВОРКИ 

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 

Ехал Грека через реку, 
Видит Грека — в реке рак, 
Сунул Грека руку в реку, 
Рак за руку греку — цап. 

Карл украл у Клары коралы, 
Клара у Карла украла кларнет. 

На дворе трава, 
На траве дрова, 
На дровах детвора. 

Кукушка кукушонку купила капюшон, 
Надел кукушонок капюшон, 
Как в капюшоне он смешон.

Сведения об образовательной организации
Платформа связи
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Оплата онлайн
Экстренная помощь
Телефон экстренной психологической помощи, работающей под единым общероссийским номером:
8-800-2000-122.
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 49