+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста


Главная » Статьи » Учитель - логопед

Подготовила материал: Гарбулина Алёна Сергеевна
Должность: Учитель - логопед

Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей необходимо развивать артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика-основа формирования звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии патогенеза. Она представляет совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией.

Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое небо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Но если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения.

Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный язык), то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи.

Поэтому задачами логопеда являются:

1) развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т. д.);

2) развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);

3) развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить  нужно сидя перед зеркалом, в игровой форме, лучше по 3-4 раза в день продолжительностью 3-5 минут. За один раз рекомендуется выполнять 2-3 упражнения, каждое по 5-7 раз. 
  2. При выполнении упражнений необходимо соблюдать  последовательность – от  простых упражнений к более сложным.
  3. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе , перед зеркалом.
  4. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10  - 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  5. Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.
  6. Выполняется данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
  7. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки  по 2-3 упражнения и выполнять их в течение занятия (если оно проводится специалистом) или в течение дня.
  8. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка  не получается  какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
  9. После освоения ребенком начального комплекса гимнастики рекомендуется  постепенно добавлять упражнения с учетом индивидуальных дефектов произношения.

 

Список использованной литературы:

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
  2. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80 с, ил.
Оплата онлайн
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 32