+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста


Главная » Статьи » Учитель - логопед

Подготовила материал: Гарбулина Алёна Сергеевна
Должность: Учитель - логопед

Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей необходимо развивать артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика-основа формирования звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии патогенеза. Она представляет совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией.

Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое небо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Но если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения.

Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный язык), то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи.

Поэтому задачами логопеда являются:

1) развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т. д.);

2) развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);

3) развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить  нужно сидя перед зеркалом, в игровой форме, лучше по 3-4 раза в день продолжительностью 3-5 минут. За один раз рекомендуется выполнять 2-3 упражнения, каждое по 5-7 раз. 
  2. При выполнении упражнений необходимо соблюдать  последовательность – от  простых упражнений к более сложным.
  3. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе , перед зеркалом.
  4. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10  - 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  5. Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.
  6. Выполняется данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
  7. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки  по 2-3 упражнения и выполнять их в течение занятия (если оно проводится специалистом) или в течение дня.
  8. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка  не получается  какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
  9. После освоения ребенком начального комплекса гимнастики рекомендуется  постепенно добавлять упражнения с учетом индивидуальных дефектов произношения.

 

Список использованной литературы:

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
  2. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80 с, ил.
Сведения об образовательной организации
Платформа связи
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Оплата онлайн
Экстренная помощь
Телефон экстренной психологической помощи, работающей под единым общероссийским номером:
8-800-2000-122.
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 49