+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Особенности детско - родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка-инвалида


Главная » Статьи » Учитель - логопед

Подготовила материал: Бурова Снежана Антольевна
Должность: Учитель - логопед

Рождение ребенка с отклонениями в развитии при­носит изменения во внутрисемейные отношения, из­меняются и контакты с социумом. Семья оказывается в условиях психотравматической ситуации: снижается социальная активность ее членов, возникают сложно­сти в контакте с ребенком, проблемы его воспитания, обучения, социализации, ухода за ним. Все это наруша­ет и воспитательную функцию и детско-родительские отношения, и приводит к дисфункциональности семьи ребенка-инвалида.

Таким образом, трудности, с которыми сталкивает­ся семья в случае рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей.

Роль родителей в развитии «особых» детей велика. Однако зачастую им не хватает знаний и умений, мешают ложные пред­ставления.

Максимально возможного уровня развития можно достигнуть только при соблюдении ряда условий:

►как можно более раннее начало кор­рекционной работы;

►благоприят­ная семейная обстановка;

► тесная связь специальных учреждений с семьей;

►применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих возрастному периоду и возможностям детей с аномальным развитием и целям их воспитания.

Если возникают проблемы в воспитании «особого» ребен­ка, причины этого — не низкий уровень его развития, а оши­бочные методы общения с ним. Если родители стыдятся стран­ностей своего ребенка, им, воз­можно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности.

Наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей, их анализ позволяют отметить особенности межличностных  отношений в семье ребенка-инвалида, вызывающие нарушение нормального функционирования семьи:

  1. недостаточный уровень пси­хологической грамотности и компетенции родителей в об­ласти знания закономерностей развития «особого» ребенка;
  2. неконструктивные виды пове­дения родителей во взаимоот­ношениях «взрослый -ребе­нок»;
  3. противоречивость по отноше­нию к детям;
  4. недооценка грамотного ро­дительского поведения для успешной социализации ре­бенка.

При этом более чем у трети родителей прослеживались при­знаки невротизации, проявления негативных эмоциональных со­стояний.

Следующая особенность в межличностных взаимоотноше­ниях семьи — эмоциональное отвержение (скрытое или явное) своего ребенка.

По мере взросления ребен­ка родители самостоятельно не могут справиться с проблемами психического и личностного раз­вития, особенно в подростковом возрасте. С возрастанием степе­ни отклонения в интеллектуаль­ном недоразвитии детей услож­няется отношение родителей к детям.

Такое родительское отноше­ние выявляет еще одну особен­ность межличностных взаимоот­ношений в семье. Наблюдается различное отношение к ребенку в зависимости от степени тяже­сти заболевания.

Недостаточный учет или иг­норирование реальных труд­ностей развития ребенка с ОВЗ также ведет к нарушению взаи­моотношений. Например, игно­рируются трудности общения ребенка со сверстниками, труд­ности в обучении, самостоятель­ном осуществлении учебной и другой деятельности.

Ребенок с ОВЗ всегда вносит определенную степень напря­женности в отношения между супругами. Это определяет не­обходимость психолого-педаго­гической коррекционной работы в таких семьях.

Прежде всего, ребенок должен быть включен в «семейный клан», т.е. иметь регулярные контакты с родственниками, проживающими в том же селе, городе.  Нельзя ограничивать его общение.

Нужно организовывать до­машние праздники, дни рождения; приглашать в гости родственников. Это помогает и родителям и другим членам семьи объединиться и наладить обще­ние. К празднику можно украсить комнату поделками, которые со­вместно сделают родители и ре­бенок.

Родители должны наладить контакты ребенка с соседями по лестничной площадке, дому, во дворе. Важно показать, что нуж­но быть открытыми. Например, можно предложить совместную игру с детьми.

Осознав с помощью специа­листов особенности своего пове­дения и оценив их последствия для будущего своего ребенка, родители должны работать над изменением стиля жизни, стать более открытыми, чтобы быть в состоянии налаживать контакты с другими людьми — родителя­ми здоровых детей — потен­циальными приятелями своего ребенка.

Постепенно пространство общения ребенка должно рас­ширяться: в него необходимо включать семьи друзей и зна­комых, а также посетителей детских площадок, скверов и парков, катков, ближайших киосков и магазинов, аптек, почт, библиотек, клубов, кинотеатров, театров и т.д.

Таким образом, для более успешного развития ребенка  важен не только бла­гоприятный психологический климат в семье, но и сохранение общения с друзьями, коллегами, с миром.

Сохраняя контакты с соци­альным окружением, родители способствуют как социальной адаптации своего ребенка-инвалида, так и гуманизации обще­ства, формируя правильное от­ношение к «особому» ребенку, сочувствие и желание оказывать ему помощь.           

Сведения об образовательной организации
Платформа связи
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Оплата онлайн
Экстренная помощь
Телефон экстренной психологической помощи, работающей под единым общероссийским номером:
8-800-2000-122.
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 49