+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Особенности детско - родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка-инвалида


Главная » Статьи » Учитель - логопед

Подготовила материал: Бурова Снежана Антольевна
Должность: Учитель - логопед

Рождение ребенка с отклонениями в развитии при­носит изменения во внутрисемейные отношения, из­меняются и контакты с социумом. Семья оказывается в условиях психотравматической ситуации: снижается социальная активность ее членов, возникают сложно­сти в контакте с ребенком, проблемы его воспитания, обучения, социализации, ухода за ним. Все это наруша­ет и воспитательную функцию и детско-родительские отношения, и приводит к дисфункциональности семьи ребенка-инвалида.

Таким образом, трудности, с которыми сталкивает­ся семья в случае рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей.

Роль родителей в развитии «особых» детей велика. Однако зачастую им не хватает знаний и умений, мешают ложные пред­ставления.

Максимально возможного уровня развития можно достигнуть только при соблюдении ряда условий:

►как можно более раннее начало кор­рекционной работы;

►благоприят­ная семейная обстановка;

► тесная связь специальных учреждений с семьей;

►применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих возрастному периоду и возможностям детей с аномальным развитием и целям их воспитания.

Если возникают проблемы в воспитании «особого» ребен­ка, причины этого — не низкий уровень его развития, а оши­бочные методы общения с ним. Если родители стыдятся стран­ностей своего ребенка, им, воз­можно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности.

Наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей, их анализ позволяют отметить особенности межличностных  отношений в семье ребенка-инвалида, вызывающие нарушение нормального функционирования семьи:

  1. недостаточный уровень пси­хологической грамотности и компетенции родителей в об­ласти знания закономерностей развития «особого» ребенка;
  2. неконструктивные виды пове­дения родителей во взаимоот­ношениях «взрослый -ребе­нок»;
  3. противоречивость по отноше­нию к детям;
  4. недооценка грамотного ро­дительского поведения для успешной социализации ре­бенка.

При этом более чем у трети родителей прослеживались при­знаки невротизации, проявления негативных эмоциональных со­стояний.

Следующая особенность в межличностных взаимоотноше­ниях семьи — эмоциональное отвержение (скрытое или явное) своего ребенка.

По мере взросления ребен­ка родители самостоятельно не могут справиться с проблемами психического и личностного раз­вития, особенно в подростковом возрасте. С возрастанием степе­ни отклонения в интеллектуаль­ном недоразвитии детей услож­няется отношение родителей к детям.

Такое родительское отноше­ние выявляет еще одну особен­ность межличностных взаимоот­ношений в семье. Наблюдается различное отношение к ребенку в зависимости от степени тяже­сти заболевания.

Недостаточный учет или иг­норирование реальных труд­ностей развития ребенка с ОВЗ также ведет к нарушению взаи­моотношений. Например, игно­рируются трудности общения ребенка со сверстниками, труд­ности в обучении, самостоятель­ном осуществлении учебной и другой деятельности.

Ребенок с ОВЗ всегда вносит определенную степень напря­женности в отношения между супругами. Это определяет не­обходимость психолого-педаго­гической коррекционной работы в таких семьях.

Прежде всего, ребенок должен быть включен в «семейный клан», т.е. иметь регулярные контакты с родственниками, проживающими в том же селе, городе.  Нельзя ограничивать его общение.

Нужно организовывать до­машние праздники, дни рождения; приглашать в гости родственников. Это помогает и родителям и другим членам семьи объединиться и наладить обще­ние. К празднику можно украсить комнату поделками, которые со­вместно сделают родители и ре­бенок.

Родители должны наладить контакты ребенка с соседями по лестничной площадке, дому, во дворе. Важно показать, что нуж­но быть открытыми. Например, можно предложить совместную игру с детьми.

Осознав с помощью специа­листов особенности своего пове­дения и оценив их последствия для будущего своего ребенка, родители должны работать над изменением стиля жизни, стать более открытыми, чтобы быть в состоянии налаживать контакты с другими людьми — родителя­ми здоровых детей — потен­циальными приятелями своего ребенка.

Постепенно пространство общения ребенка должно рас­ширяться: в него необходимо включать семьи друзей и зна­комых, а также посетителей детских площадок, скверов и парков, катков, ближайших киосков и магазинов, аптек, почт, библиотек, клубов, кинотеатров, театров и т.д.

Таким образом, для более успешного развития ребенка  важен не только бла­гоприятный психологический климат в семье, но и сохранение общения с друзьями, коллегами, с миром.

Сохраняя контакты с соци­альным окружением, родители способствуют как социальной адаптации своего ребенка-инвалида, так и гуманизации обще­ства, формируя правильное от­ношение к «особому» ребенку, сочувствие и желание оказывать ему помощь.           

Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 18