+7
676306, г. Шимановск, улица Крупской, дом № 8
как добраться?

Влияние семейного застолья на развитие, воспитание социализацию ребенка


Главная » Статьи » Педагог - психолог

Подготовила материал: Нитяговская Оксана Евгеньевна
Должность: Педагог - психолог

Дошкольное детство составляет большой отрезок жизни ребенка.  В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности.

Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности. Но, безусловно, ведущим видом деятельности дошкольника является игра, которая оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками, умениями и знаниями. Что же составляет предмет этой деятельности? Это - взрослый человек как носитель определенных общественных функций.

На протяжении своего развития ребенок постоянно «овладевает» взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого орудия. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий.

Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка (воли «не хочу, но надо»). Произвольность поведения проявляется первоначально в подчинении игровым правилам, а затем и в других видах деятельности. Для возникновения произвольности поведения необходим образец поведения, которому следует ребенок. В игре образцом служит образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. 

Проблему детского подражания можно считать классической в воспитании.  Было установлено, что подражание - такая форма поведения, которая находится в непрерывном изменении и вносит важный вклад в формирование интеллекта, личности ребенка, помогает ему в освоении норм социальной жизни.

Сюжетно-ролевая игра дошкольника представляет собой одну из форм подражания. Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре.   Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами.    Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Содержание игр младших    дошкольников заключается в имитации предметной деятельности взрослых. 

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов  показали, что общественная жизнь взрослых в её разнообразных проявлениях служит основным содержанием сюжетно-ролевых игр детей. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответственным образом использует те или иные предметы, вступает в разнообразные отношения с другими играющими. К роли дети относятся избирательно, они принимают на себя роли тех взрослых, действия и поступки которых произвели на них наиболее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Интерес ребёнка к той или иной роли связан с тем местом, которое занимает данная роль в развёртываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения - равноправия, подчинения, управления - вступает с другими играющими, принявший на себя ту или иную роль.

Таким образом, подражание способствует социальному развитию ребенка и помогает перенять традиции и нормы общества. Но не следует забывать, что подражая взрослым, ребенок усваивает ни только положительные модели поведения, но и отрицательные. Родителям необходимо помнить об ответственности за антиалкогольное воспитание детей начиная с первых лет их жизни, не ограничиваясь высказываниями о вреде алкоголя, а демонстрируя преимущества трезвого образа жизни собственным примером.

Положительное отношение детей к алкоголю формируется очень рано. Это в определенных условиях может отрицательно повлиять на процесс формирования и развития личности. Маленькие дети, зачастую сидя со взрослыми за одним праздничным столом, могут наблюдать, а нередко и участвовать в застолье. Этот факт свидетельствует о безответственном отношении взрослых к тому, что дети при этом перенимают алкогольные традиции. Мнение, что малыши  мало что понимают и запоминают, - очень опасное, но весьма распространенное заблуждение. Маленькие дети всегда подражают взрослым, и особенно родителям, как самым близким и авторитетным людям. И, как следствие, идет научение через подражание.  Одним словом, программирование отношения к алкоголю как к обязательному элементу любого праздника начинается с самого раннего возраста.

В процессе детских игр с «алкогольным содержанием» ясно проявляются аспекты оценки детьми роли алкоголя. Им нравятся прежде всего ритуалы, связанные с потреблением спиртного, а также его опьяняющее действие. Ритуалы формируют у ребенка отношение к алкоголю как к ценности и ориентируют на его потребление. А опьяняющее действие спиртного воспринимается как положительный факт, дающий повод для необычных форм поведения, непозволительных для трезвого человека. И тот и другой аспекты вызывают повышенный интерес к алкоголю. Таким образом, уже в первые годы жизни у ребенка создается модель будущего алкогольного поведения.

Многие исследователи показали, что если детям предложить поиграть в день рождения или в свадьбу, они воспроизводят, копируют в играх атрибуты взрослого застолья - садятся за общий стол, открывают бутылки, чокаются, говорят тосты, ходят шатающейся походкой.

Таким образом, можно сказать, что родители, сами порой не ведая, закладывают фундамент будущих проблем.

Проблема раннего  алкоголизма стала особо привлекать внимание отечественных клиницистов и исследователей в последние четверть века. Как справедливо замечают авторы, уровень алкоголизации    подрастающего поколения в значительной степени может быть своеобразным индикатором психического здоровья нации.    Растущий уровень алкоголизма делает эту проблему одной из важнейших, имеющую не только медицинское, но и социальное значение.

Список использованной литературы:
[1] Бехтель Э.Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. М.: Медицина, 1986.
[2] Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.: Изд-во МГУ, 1984.- 146с.
[3] Запорожец А. В. Развитие произвольных движений, М., 1960.
[4] Каптерев П. Ф. О детской подражательности. СПб., 1898.
[5] Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / НОУ уч. центр им. М.А. Венгера. - М.: Развитие, 2002.
[6] Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985. -416с.
[7] Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л., Медицина, 1991. 304 с.
[8] Менджерицкая Д.В.Воспитателю о детской игре. М.,1982.
[9] Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»., 2003. -456с.
[10] Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга.— Избр. произв. М., 1953, с. 106.
[11] Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд- во АГМА, 1999. 306 с.
[12] Тард Г. Законы подражания. - СПб, 1892.
[13] Э. Торндайк, Джон Б. Уотсон. Бихевиоризм.Серия: Классики зарубежной психологии, АСТ-ЛТД.1998.
[14] Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.
[15] Эльконин Д.Б. Психология игры.-М., 1978.

Это интересно
Наш опрос
Нуждаетесь ли в помощи специалистов нашего центра?
Всего ответов: 11